«

»

Сен 07 2003

Ночные Снайперы в Кыргызстане (2003)

Бишкек, площадка «Панорама». 07.09.2003

О том, что Снайперы прибудут в Бишкек (столица Республики Кыргызстан, если кто не знает), я узнала дней за 10 до концерта (спасибо, Алго!). Но кроме объявления на офсайте – никакой информации не было. То есть: вплоть до четверга – ни рекламы в СМИ, ни афиш в городе, ничего в принципе. Пошла по городу, осмотрев все наши концертные залы, где случаются концерты заезжих знаменитостей – пусто. Начинаю беспокоиться. Наконец в четверг – ура! – первая афиша. Обнаружена в университете. Сдираю ее уверенной рукой (молодцы, аккуратно приклеили скотчем, снять удалось без малейшего повреждения) и вижу: место действия – «Малая земля»/ «Панорама». Что бы это значило?

Поспрашивав у людей, я страшно расстроилась: как оказалось, «Малая земля» — это какой-то ресторан, расположенный в горах, прилегающих к нашему городу, причем ресторан жутко буржуйский, пафосный и находящийся чуть ли не в правительственном дачном поселке. Вот так я обломалась. Я решила, что по дороге из Алматы Динку пригласило к нам какое-то частное лицо, причем очень богатое лицо, чтобы она выступила на какой-то буржуйской вечеринке. Но где-то к вечеру в пятницу одна знакомая сообщила, что, оказывается, в этой самой «Малой земле» в воскресенье будет проходить «рок-фестиваль», спонсируемый пивом «Клинское», и пускать, вроде, будут всех и бесплатно. И телефончик этого заведения дала. Звоню. Подтверждают. Кроме того, сообщают, что для доставки зрителей на фестиваль будет предоставлен транспорт. Ну, кажется, если все это правда, то дело налаживается. В субботу другие афиши, помельче, появляются на столбах всего города (так же аккуратно приватизирую парочку). А уж когда пошла, наконец, реклама по ТВ, я поверила, что все должно произойти.

В общем, в воскресенье, к семи часам вечера я отправилась на мероприятие. Действительно, на окраине города публику ждали автобусы. На остановке собралась пестрая толпа молодежи, многие в футболках с надписями и портретами разных рок-групп: «Король и Шут», «Земфира», «Кино» (ну а что делать, если Снайперских у нас в городе нет???). Ехали в горы минут, наверно, 40, в том числе часть пути по такому горному серпантину (это такая дорога, когда с одной стороны – гора, а с другой – обрыв), и в 7 с минутами, наконец, прибыли.

Опишу экспозицию. Место действия – действительно на горе. Достаточно высокой для того, чтобы оттуда, с высоты птичьего полета, была видна панорама всего города (почему это место, собственно, и называется «Панорама»). Зрители стоят как раз лицом к городу и могут любоваться пейзажем в надвигающихся сумерках. Сцена представляет собой довольно небольшую металлическую конструкцию, пол которой находится в 120 см. от земли. Зрители – под открытым небом (особая благодарность хорошей погоде!), примерно в 20 метрах от сцены. Пустое пространство перед ними частично занято какой-то установкой – видимо, звукорежиссерским пультом.

Итак, приехали мы где-то в 7.10, мне удалось пробиться в первый ряд. В это время Снайперы разогревались на сцене. Это, кажется, называется, саунд-чек? В общем, только музыканты, без Дианы. Микрофон, в который она будет петь, настраивал какой-то кучерявый дяденька в очках и с бородой, который позже, во время концерта периодически появлялся на сцене, поправлял Динке гитару, стойку микрофона, подавал воду и т.п. Музыканты сначала просто пробовали свои инструменты, проигрывали свои небольшие партии, потом вместе сыграли «Охоту на волчат». И ушли. Это все длилось где-то полчаса.

Потом примерно час сцена пустовала, а чтобы мы не скучали, нам очень громко крутили записи каких-то зарубежных металлистов: вроде «Металлика», хотя я не уверена. Музыка, конечно, хорошая, но мы как бы не за этим пришли. Поэтому было все равно скучно. Народ пил пиво, время от времени начинали скандировать «Снай-пе-ры!!!». Ожидание несколько скрашивала возможность наблюдать краем глаза за двумя очччень симпатичными целующимися девчонками, также стоявшими в первом ряду. Если они вдруг это прочитают, то прошу прощения, что так на них пялилась – просто это было круто))))).

Еще немного о зрителях. Возраст – от 15 до 30 лет, парней и девушек примерно поровну. Причем, как выяснилось из доносившихся разговоров, о Снайперах вообще мало кто знает. Многие просто пришли на халявную тусовку. Что же касается, так сказать, «тематической аудитории», то я заметила 2-3 таких парочки, не больше. Хотя всех зрителей я, конечно, не рассматривала.

Итак, концерт все же начался. Сначала выступали две местные команды – «Эльсинор» и, если не ошибаюсь, «Кома». Никогда их раньше не слышала, в общем, ничего сказать не могу, музыка неплохая, тяжеленькая, вокал – так себе. Хотя, как обнаружилось, молодежь их все же знает, подпевает и с удовольствием колбасится. Между их выступлениями, раза три появлялся, неизвестно зачем, какой-то танцевальный ансамбль, с танцами народов мира – что-то вроде детского стриптиза под латиноамериканскую музыку. В общем, полный отстой, кому понадобилось их сюда приглашать?

Ну вот мы и дождались: около половины десятого были объявлены Снайперы.

Визг, свист, крик.

Диана сначала была в белой футболке с нарисованным черным вертолетиком. Потом скинула ее, оставшись в почти прозрачной, благодаря поливанию водой, маечке. Джинсы у нее прикольные: черные, а на них – несколько больших, издалека видно, каких-то аппликаций, лейблов, или как там это называется – в общем, надписи какие-то на английском и картинки: особенно мне запомнился пиратский такой череп с костями. И еще с пояса цепочка свисала. На левой руке были кольца – на безымянном пальце и мизинце. Кажется, была серьга в одном ухе. Диана была такая рыженькая, с довольно отросшими волосами, где-то на середине выступления она собрала их в хвостик, но потом опять распустила. Выглядела здорово: веселая, загорелая, и если смотреть на сцену снизу вверх – совсем не казалась маленькой.

Первой песней была «ПОТАНЦУЙ». Дальше последовательность не помню, но почти весь альбом «Цунами» и несколько с «Рубежа». Перечислять буду не по порядку, а по мере вспоминания.

Уже после первой песни Диана сказала: «Меня так обламывает, что я вас не вижу! Что вы так далеко? Давайте все сюда!» Мы дружненько собрались ломануться вперед, но заградительная цепочка из нескольких милиционеров стала аккуратно, но настойчиво отпихивать нас назад и требовать оставаться на местах. Ладно, стоим. Но оказывается, стоять согласились не все. Уже во время следующей композиции 4 человека (девчонки, вроде) прорвались сквозь кордон и оказались у сцены. Диана радостно приветствовала их: «Ну вот, первые ласточки!», даже обняла того, кто добежал первым. Минут за 10 у сцены образовалась уже небольшая толпа из самых смелых, человек в 50. Служба безопасности вела себя следующим образом: они старательно удерживали на местах тех, кто стоял на месте, сорри за тавтологию, но тех, кто успевал перепрыгнуть барьерчик и несся к сцене, уже никто не ловил, и от сцены не оттаскивал. Демократия, понимашь!

Закончив песню, Динка опять обратилась к охране: «Ну вот видите, они здесь стоят, и все нормально, мы друг друга не убиваем!» И потом добавила что-то типа «А принять смерть от вас, прямо на сцене, было бы интересно» (ну не надо так шутить, Диночка! Фанаты – люди впечатлительные!).

Где-то через песню Диана решила пойти в народ. Оставив гитару на сцене, она побежала к нам, далеко стоявшим, пролетела на большой скорости, слегка задевая тянущиеся к ней руки. Но как раз в тот момент, когда она пробегала мимо, товариСЧ милиционер так меня отпихнул, что я отлетела метра на два вглубь зрительских масс, и пока выбралась на свое законное место в первом ряду, Динка уже была на сцене. «Ну что ж вы делаете?» – жалобно сказала я представителю правопорядка. «Ясно, все хотят поближе, но нельзя» – ответил представитель.

А количество людей у сцены росло. И вот наконец, когда прямо передо мной образовался просвет между милиционерами метра в три, я поняла, что пора, и рванула вперед. Успешно преодолела милицейский заслон, перелетела барьерчик и понеслась. Но уворачиваясь от службы безопасности, я не заметила, что меня снесло немного в сторону, и в темноте влетела в какую-то валявшуюся арматуру. Вы когда-нибудь бегали ночью по свалке металлолома? Короче, навернулась я там на полной скорости весьма капитально, так, что позже обнаружила на себе штук 10 разнообразных синяков, но это, в общем, неважно. Хуже другое: я грохнула свой фотик. И даже не жалко мне сам по себе фотик, я бы ради такого дела и что подороже грохнуть не пожалела, если надо. Но то, что я стояла полтора часа на расстоянии 2-3 метров от Динки, а то и ближе, и не имела возможности хоть раз ее щелкнуть… а было столько замечательных моментов… и совершенно никто не запрещал фотографировать… в общем, этот факт изрядно подпортил мне настроение.

Прибежав туда, я каким-то образом, по инерции, наверно, с разбегу, оказалась у самой сцены, правда сбоку, но очень удобно, с хорошим обзором, облокотилась сразу и уже не отходила.

У сцены, в конце концов, оказалось человек 150. Видимо, все настоящие фанаты – знали практически все песни, громко подпевали и всячески колбасились. Динка постоянно общалась с нами, кто смог пробиться, как будто пела только для нас, а не для тех, кто остался вдалеке. Она улыбалась и подмигивала; что-то говорила; на каждый проигрыш подходила и протягивала руку, в которую сразу вцеплялись с десяток зрителей. Неожиданно она подошла совсем близко к нашему краю сцены, оказавшись в пределах досягаемости – эх, какой бы мог быть кадр: руки, просто облепившие ее ноги до колен, уж кто докуда смог дотянуться… И Динка при этом — с таким восторженным выражением лица!!! В общем, еще несколько раз она смело подходила к нашему краю сцены, в результате мы подержали ее и за руку, и за ногу)))). Один раз она склонилась к нам, играя какой-то проигрыш, и мы (очень осторожно) погладили ее черную гитару))))))

Ближе к концу на сцену запрыгнули два парня, потом девушка. Динка успела всех их обнять, хотя через несколько секунд охранник столкнул их вниз. Потом она снова побежала к дальним зрителям, возвращалась не сбоку сцены, а прямо сквозь нашу толпу – ее протаскивали два охранника, Динка и тут успевала пожимать всем руки, и прошла совсем рядом, я тоже схватила ее за руку, она посмотрела прямо на меня и так классно улыбнулась… Эх, люди, это такой кайф – завидуйте все, кто не был на ее концертах!!! Дальше – собственно о песнях.

31 ВЕСНА. Практически не было слышно, потому что уж ее-то знали абсолютно все и орали в полный голос.

НА ГРАНИЦЕ. Здорово было, что она начала ее со вступительного куплета про мегаполис… Зрители оказались не слишком продвинутыми, многие вообще не поняли, что это, подпевать начали только когда пошел тот вариант, который на альбоме «Цунами». Не очень понравилось, что сыграно было в слишком утяжеленной аранжировке, металлической такой, что даже мелодию с трудом можно было разобрать, а мне ведь в музыкальном отношении эта песня особенно нравится…

КОШКА МОСКОВСКАЯ – страшно не хватало, конечно, второго голоса на этих великолепных завываниях…

РУБЕЖ. Ну это, естественно, тоже все орали хором, особенный восторг вызвала «Вот дура!!!».

ЗВУЧИ – исполняя эту песню, Диана повязала на голову белую косынку, и посвятила «всем, кто не вернулся из гор». Пела она зажмурившись, очень эмоционально, и практически не двигаясь у микрофона. Это выглядело очень контрастно, потому что на всех остальных песнях она постоянно пританцовывала, носилась по сцене, высоко подпрыгивала, падала резко на колени, размахивала руками, — в общем, вела себя так, как будто ее реально прет от выступления… Какое живое у нее лицо, и какие большие сверкающие глаза… Ну в общем, не знаю, насколько это наиграно, насколько нет, но она казалась абсолютно искренней, живой, зажигающей…

ВЕЧЕР В КРЫМУ – эта трагическая, суицидальная песня была исполнена в очень веселой аранжировке, напоминающей по ритму песню Чайфов «Аргентина – Ямайка». На окончание они сыграли что-то такое – ударное-драйвовое-скоростное, что просто крышу сносит… Диана на огромной скорости что-то протараторила, я даже не поняла, это были слова или просто набор звуков, но в общем – впечатлило.

РОЗЫ. Тоже, конечно, вызвали бурю восторга, жаль, что никто не подарил ей ни цветочка, что ж мы такие недогадливые, неудобно прямо…

ВОЛЧАТА. Первый куплет исполнялся без аккомпанемента, только под легкий стук ударных. Дальше уже звучали все, тоже таким агрессивным, тяжелым звуком, настоящий хард-рок, но здесь это было очень уместно, полный угар, короче, замечательно.

ЦУНАМИ – перед этой композицией она отошла за кулису, вылила на себя бутылку воды, и вышла просто такая лапочка, такой мокрый цуцик, — народ визжал от восторга. Эту песню они тоже слишком, на мой взгляд, утяжелили: гитары просто ревут, ударник отрывается, но в целом все очень-очень-очень здорово.

ЕЖИК – на этой композиции я обратила внимание, как смешно во все стороны торчит у нее челка – вот действительно ежик :))). Неожиданно на проигрыш она спела пару строчек из одной попсовой песенки: «Наверно/ В следующей жизни/ Когда я стану кошкой…» (не помню, кто это поет, но на МТВ этот клип сейчас часто крутят) и тут же продолжая: «Наявууууууууу». Очень так в тему получилось.

СТОЛИЦА. Да, тут мы облажались. Я имею в виду зрителей. В том смысле, что самолетиков не было. Хотя нет, были. Три штуки. Все – мои. Но учитывая, что самолетики я кидала последний раз лет 15 назад, да кроме того, был ветер, ни одним из них в Динку я не попала. Жаль. Старалась. Тем не менее, мне показалось, что она заметила мои усилия (надеюсь, по крайней мере).

ПАРОХОДЫ. Просто очень весело и задорно прозвучала, ничем особенным не запомнилась, как и ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ. «Пароходы» без скрипки какие-то бесцветные. В «Дне рождения» я надеялась, что она произнесет ту фразу на немецком языке – не было, к сожалению.

КАТАСТРОФИЧЕСКИ. Это она тоже сначала пела зажмурившись у микрофона, потом начала совершенно отчаянно прыгать, падать, отрываться… Кажется, эта песня была последней.

На прощание Диана сказала (цитирую не дословно, но что-то вроде): «Как говорил любимый киногерой Снайперов – барон Мюнхгаузен, — улыбайтесь, господа! Все глупости в мире делаются с серьезным выражением лица».

В заключение концерта все музыканты выстроились, обнялись за плечи, троекратно поклонились и ушли. Народ, явно не зная специфики момента, вроде как стал расходиться. Но тут на сцену выскочил ведущий и начал говорить, что если мы хорошо попросим, то Снайперы появятся снова. Сообразили, наконец. Закричали, завизжали… Минут через пять – появились.

На бис была исполнена СТРАХА НЕТ. Ее никто не подпевал, не знали совершенно; но приняли замечательно, так же прыгали и визжали. Я тоже слышала ее первый раз (хотя текст уже читала): вроде, понравилось. Правда, подпевать ее, полагаю, трудно – мелодия какая-то неразборчивая.

Уже после выхода на бис, спев «Страха нет», Динка вдруг присела и радостно сказала что-то типа: «Ой, вы только посмотрите какой!» — и подняла руку, в которой держала здоровенного черного жука. Он ползал у нее по руке, а она в совершенном восторге за ним наблюдала, потом жук упал, Динка снова поймала его на полу, сказала: «все, я ухожу с жуком» и ушла со сцены. Уже окончательно.

Несколько слов о музыкантах группы. Очень слаженно, профессионально, драйвово, но… Конечно не мне их критиковать: я на рок-концерте всего второй раз в жизни побывала, а уж с такого близкого расстояния вообще первый раз слушала, и в музыке, конечно, не спец. Но тем не менее – вот чисто субъективное такое впечатление дилетанта: в них не было ничего такого, о чем можно было бы сказать: «Это – Снайперы». Вот просто абстрактная такая рок-группа. На месте вокалиста которой вполне органично смотрелся бы кто угодно – от Кипелова до Земфиры, или даже любой западный исполнитель. Они замечательно играют, но Снайперской специфики в этом нет. Ну ладно, о скрипке не буду, и так ясно.

Динка – это просто нечто замечательное, нечеловеческое – ураган, стихия. Как она, действительно, выкладывается! Несмотря на то, что приехала, в общем-то, в глушь, к живой хорошей музыке не привыкшую – все равно, по полной! Выглядела Динка замечательно. Я очень старательно присматривалась, но не заметила в ней чего-то такого, трагического и обреченного, о чем читала в некоторых последних отчетах о разных ее концертах. Все было очень так по-хорошему…

После концерта, столпившись у решетки за сценой, где была установлена небольшая палатка, в которой они скрывались после выступления, мы передали бумажки какой-то специальной девушке, которая относила их Диане, и раздавала потом обратно, уже с автографами. Так что теперь у меня еще и автограф есть!

В город нас везли снова предоставленные спонсорами автобусы, ехали очень весело, многие, особенно ребята школьного возраста, пели хором, перебрали практически весь репертуар «Ленинграда» и Виктора Цоя. Дома я оказалась приблизительно в час ночи. И тут же села отчет писать. Вот и все.

В заключение хочу выразить отдельную благодарность: 1) организаторам мероприятия – за СОВЕРШЕННО бесплатный концерт; 2) еще раз организаторам – за предоставленный транспорт, также бесплатно доставивший нас туда, и особенно – обратно: развезли практически по домам, а то где б мы в час ночи машины искали? 3) бишкекской милиции и всем представителям силовых структур за проявленный гуманизм, корректное поведение и отсутствие бдительности. И конечно, спасибо за все лучшим в мире Снайперам!