«

»

Июн 24 2003

Сурганова и Оркестр — Неужели не я (2003)

Рекламируется он как «самый неожиданный и самый ожидаемый альбом». Точное определение. Ожидали. Ожидали песен Светы, уже начиная с выхода «Рубежа», где их практически не оказалось. А уж последние полгода ждали, как второго пришествия. Да почему, собственно, «как?» Второе пришествие и есть. И что неожиданный – тоже верно. Для меня, во всяком случае.

Реклама альбома «Неужели не я» на «Нашем радио»

***

Те, кто бывал на концертах, уже слышали обновленные версии, и читая их отчеты, я очень боялась, что такая ожидаемая вещь разочарует. Критиков, понимаешь, развелось! Поэтому первый раз я слушала это с таким волнением и напряжением, что даже не поняла сразу, нравится или нет. Масса вещей, которые трудно понять сразу. Надо сначала как-то вместить в сознание, и только потом затащиться. И это здорово; и это и есть искусство, а не то, что пипл хавает. И уже после того, как прослушала его раз 10 (за два дня), по-настоящему прониклась всем этим новым стилем. Точнее, всеми этими новыми стилями.

Прицепился дурацкий афоризм: Света смеясь расстается со своим прошлым. Подходит для некоторых песен. Но на самом деле – все гораздо серьезнее. И хорошо, что все так разнообразно. Света говорила, что не собирается никому ничего доказывать, просто хочет завершить один этап своей жизни. Но она таки доказала! Она всех просто сделала! Она доказала, что может все. Реально – все. И не будет зацикливаться в рамках жанров. Не хочу сравнивать ее с нынешними Снайперами. Но только одно: «Цунами» после нее кажется монотонным. Это не наезд. Последний альбом Дианы – супер. Но и ее голос, и мелодика, и содержание в сравнении со Светой кажутся однообразными. Возможно, это просто эффект новизны. Но если это и есть те «музыкальные идеи Светы», которые Диану Сергеевну «перестали интересовать», то, Диана Сергеевна, Вы много потеряли!

Немного о том, что в альбоме плохо: история продолжается. На альбоме опять слишком мало Светы! Свету опять задвигают! И задвигает на этот раз не родная Арбенина, а целая толпа, вероятно, на самом деле суперталантливых и профессиональных музыкантов, но все же это не те люди, ради которых мы ждали этот альбом. И ее песен здесь всего 15! И то некоторые наполовину не ее! (в смысле текст) Шучу. Но вот если бы как на ранних альбомах – по 30 песен… Фанаты – люди жадные, сколько ни дай – все мало.

НЕ ТОБОЙ БОЛЕЕТ СЕРДЦЕ. Завораживающая, гипнотизирующая и тревожная вещь. Содержание с глубоким подтекстом, который я еще не вполне поняла. Вообще, довольно тяжелая песня. То, что она расположена первой – вполне концептуально. Она производит сильное впечатление и кидает отсвет на все последующее прослушивание, и даже самые веселенькие композиции уже воспринимаешь через призму этого; как бы держишь в сознании, что все здесь не так беззаботно, что все это веселье – не просто так, а своеобразный протест.

АПРЕЛЬСКАЯ и ПОСЕВНАЯ. Хм, вероятно, Свете самой так нравится эта песня, что она включила ее сюда в двух экземплярах. А в «Воздухе» сказала, что она существует вообще в трех вариантах. Ну, более традиционный вариант мне, конечно, ближе. Напористо так, агрессивно довольно-таки. Но с другой стороны, когда слушаешь «Посевную», становится радостно. Радостно даже не столько от песни, а за Свету, за то, что ей весело и прикольно, за то, что она устраивает не поминки, а шоу, и за то, что ей самой нравится то, что она делает. А уж когда она на припеве рычать начинает и вообще всячески голосом играет… — это всё, товарищи! И если уж признать за догму тезис великого Михаила Козырева, что рок – это в первую очередь искренность, то круче Светы рока нет. Хотя знаю, что такие выкрутасы-расколбасы многими воспринимаются в штыки. Кто-то, например, в концертных отчетах пишет, что «сложно воспринимать, когда тетка «за 30″ форсирует звук, рычит». Кто-то (и таких больше) просто разочаровываются тем, что Света не вполне соответствует тому образу, который мы, фанаты, из нее создали. Образу трагическому-романтическому-печальному, которому прыгать, рычать и в бубен стучать не пристало. Ну, ей-то лучше знать, какая она на самом деле. А она всегда говорила: «мы прикалывающиеся». Даже «оголтелые». И уж ее интервью верить можно.

ТЫ МОЕ ДЫХАНИЕ. Вступление очень удачное. Оригинальное, ни с чем не спутаешь. Это очень пригодится, если песню запустят в ротацию на радио. Но эту песню нужно оценивать тому, кто более профессионально разбирается в музыке. Я только могу определить, что это – джазовая обработка, а так вообще стиль сложно определить. Не похоже ни на что. Или я просто такого типа музыку не слушала.

ОБЕЩАННЫЙ СНЕГ. Когда не Светины стихи – сразу заметно. Нет, тоже здорово, но слышится что-то такое… не родное. И все не перестаю восхищаться – какой голос, а? на каждой песне – новый: и высокий, и низкий, и любой, какой нужен. И нельзя сказать, который из них наиболее удачный. И вот здесь тоже – каким-то немного детским кажется, хрупким. А вот джазовая импровизация на клавишных в финале представляется совершенно неуместной.

МОЙ ВЗГЛЯД. Знаменитая «Пороховая». Переделана под латинос. Совершенно непривычное звучание, как и многое здесь – в облегченном восприятии. Кто не слышал «Пороховую» с «Капли» — никогда не догадается, какая это на самом деле печальная вещь. Но я не согласна с теми, кто говорит, что здесь «убили» эту песню. Исчезла, конечно, прежняя обреченность в голосе, но она вообще почти нигде (кроме как, пожалуй, в «Больно») не сохранилась. И думаю, это правильно, в контексте жизни и творчества. Бессмысленно ожидать от человека сохранения тех же чувств, с которыми это писалось почти 10 лет назад. Когда она пелась в «Воздухе» был очень забавный финал с хоровым «Не покинет – нет, не покинет – нет» — я думала, что и в пластинку это вошло. Кстати Цезарию Эвору, которой Света (по ее же словам) подражает в этой композиции, я как-то раз слышала: по ОРТ была передача о ней. И правда, похоже.

МУРАКАМИ. Ну уж эту песню критиковать – все равно что Пушкина не любить. То есть не то чтобы нельзя, но придется отвечать за свои слова перед культурной общественностью. Не будем оригинальничать и признаем эту вещь шедевром. Ни в какой другой аранжировке, кроме как на альбоме, я ее не слышала; возможно, есть и лучше, не знаю. Но то, что здесь, представляется мне идеальным. Замечательный, форматный, рок-н-рольный звук. Хотя к вопросу о форматах – не думаю, что эта песня появится где-нибудь в ротации (где-то удивлялись, что ее в эфир «Воздуха» пропустили: я тоже удивляюсь. Откровенность просто нереальная). Вступление очень нравится. И произнесенное таким электронным голосом: «солнце…» и пауза — как будто специально для того, чтобы дать фанатам возможность взвыть от восторга, прежде чем начнется собственно песня… Действительно, просто «улетаешь…»

БОЛЬНО. Песня, которой повезло стать хитом «Нашего Радио». Мне она кажется одной из лучших на альбоме. Эта песня – именно то, чего и ожидали от Светы. Нежно, печально; как говорит господин Козырев – «пронзительно» (лучше и не скажешь, хотя это он обо всем, что от Снайперов исходит, говорит). И на самом деле больно. Единственный недостаток – балалайка в сочетании с саксофоном в конце. Когда она звучит, сопровождая пение, как аккомпанемент, это неплохо и недолго. Но вот в конце – ну что бы вместо этого Свете на гитаре не сыграть? А вот саксофон – самое то! Придает композиции какой-то французский оттенок, почему-то. С голосом сочетается очень хорошо.

ПРЕДЧУВСТВИЕ СМЕРТИ. Не люблю рэп. Но кажется, есть повод пересмотреть отношение, поскольку понравилось чрезвычайно. Думаю, многие со мной не согласятся, но чисто субъективно, именно здесь я услышала самую живую, самую чувствующую и ненаигранную Свету, по сравнению со всем альбомом. Здесь – только она, негромко и отчетливо рассказывает, и никто ее не заглушает… Говорят, что альбомные записи во многом проигрывают концертным выступлениям – по силе эмоций, по непосредственности… Не могу представить. Неужели можно еще эмоциональнее? На припеве просто крышу сносит. Все же голос у Светы значительно сильнее и главное – живее и мягче, чем у Дианы. (А все-таки, как же я мечтаю услышать эту песню в раннем, мелодическом варианте! Как же она, наверно, великолепна под гитару…) Вот только финал представляется все же излишне легкомысленным: все это играется, конечно, очень красиво, но с содержанием песни не сочетается совершенно. Интересно все-таки: получаются удачные вещи, когда серьезные музыканты берутся за какие-то новые, современные жанры. Тот же рэп: у «Чайфов» «Сальто назад» – сильная вещь. Но Светик, однозначно, круче.

ПО ДОРОГЕ. А вот эту песню, наверно, многие эксперты будут приводить в пример для того, чтобы сказать: в альбоме Светы — ничего нового по сравнению с ранней Снайперской акустикой. И будут не правы, поскольку остальные композиции ни на раннее, ни на позднее Снайперское творчество не похожи. Хорошо это или плохо – другой вопрос. Но вот именно эта, «По дороге», вызвала такую ностальгию… По «Детскому лепету». А точнее – аранжировка, подача, интонация показались похожими на «Лето» (в смысле, то «Лето», где «осени хочу…»). А вступление здесь «летку-енку» напоминает.

ДРУГ ДЛЯ ДРУГА. Это одна из немногих песен, которые я слышала до появления альбома. В акустике. На «Дохлом Сурике». Там было совершенно ничего не слышно; сквозь помехи, как сквозь шум реактивного двигателя, пробивались голос и гитара, (точнее, два голоса – с кем это она пела тогда?), но это было супер. Здесь – это тоже супер. Но только потому, что я слушаю новую запись, а мысленно слышу старую. И очень стараюсь пропускать мимо ушей развеселые цыганские хоры (или, как верно было замечено – балаган) – «лай-лай-лай». Не то, чтобы это плохо. Но был симптоматичный случай. Сижу, слушаю, а в комнату мама заходит. Усмехается так удивленно и говорит: «Что, теперь «Шансон» слушаешь?» – ну она-то знает, что эту станцию не перевариваю. Я, конечно объясняю, что !!!!!, !!!!! и !!!!!!!!!!!! И даже сравнивать непозволительно. Но понятно, что именно так может воспринять это человек, не знакомый с идеологией и концепцией творчества Светланы Яковлевны. А в целом песня звучит здорово: выразительность даже усиливается этими новыми ритмами и интонациями. Предполагаю, что фанаты с удовольствием поют ее хором. Надеюсь только, что не под окнами Светы.

БЫЛА МЕЧТА. Во многом сохраняется акустическое очарование. Да и чем она отличается от акустической версии? Разве что гармошкой (сорри, аккордеоном) в проигрыше. Настроение создается исключительно светлое, песня практически бардовская, в лучшем смысле этого слова. Вот только чем это там трещат, пока Света поет? Мне это напоминает, как будто будильник заводят. А за вступление, позаимствованное из песенки «Мамба итальяна», Свете, наверное, все попеняют. Даже не столько за то, что позаимствовано (тут ясно, что не плагиат, а шутка), а за то, что песенка та все же попсовая. И Света просто подставляет себя под удар – и так ведь хватает критиков, которые отказываются признать ее роком. А это может стать лишним аргументом.

ФЕВРАЛЬСКИЙ ВЕТЕР. А вот на этой песне больше всего не хватает скрипки. Катастрофически. Ну зачем ей опять эта гармошка! Вы только представьте это вступление со скрипкой! Говорят, на концертах Света теперь называет песню «Еврейская» – вот и оставила бы ее еврейской. Зачем русскую плясовую-то делать? Неужели Света хочет звучать на деревенских дискотеках? Возникает комичная такая картинка: как она вместе со всем оркестром пляшет вприсядку… попробуйте представить. Но и здесь есть фишка, которая цепляет: тот куплет, где не плясовые ритмы, а Света произносит слова под гитару.

ПТИЦЫ. Здесь оформление показалось даже более удачным, чем в ранней, акустической версии. Неожиданное сочетание электронных подвываний и народных ударных инструментов. Самое начало напомнило как-то «Крейзи даймонд» «Пинк Флойда» – я ни в коем случае не обвиняю Свету в заимствовании. Просто – она же сама говорила, что будет рада, если слушатели узнают в песнях элементы разных жанров и стилей… Оформление очень загадочное , летящее… И мелодию она ведет исключительно голосом, под стук перкуссии и без поддержки аккомпанемента. Наверно, это сложно, хотя получается исключительно красиво, и никакого напряжения совершенно незаметно.

НЕУЖЕЛИ НЕ Я. По аранжировке, пожалуй, лучшая. Единственная, где с удовольствием слушаешь длинные проигрыши. Как замечательно контрастно сочетаются то – на некоторых строках – довольно легкомысленные клавишки, то вдруг такие хэви-металлические запилы, что в ушах звенит… И ударник – вот здесь ударника, действительно, следует похвалить: и не очень громко, и ритм такой – военизированный, практически маршевый, такая скрытая агрессия, напряжение. И этот ритм объединяет всю композицию с постоянно меняющимися инструментами, голосом, мелодией в единое целое. А что здесь Света делает голосом! Кажется, что она решила продемонстрировать весь свой диапазон, меняя его чуть ли не в каждой строчке. То поет своим обычным голосом, сильным и нежным, то произносит что-то приглушенно и хрипловато, то вдруг делает какой-то намек на рычание, но не так, как в других, веселеньких песенках, а именно только как намек; и что-то еще, и еще, и просто не верится, что все это один человек… И так же, как и в «Больно» здесь слышно ее дыхание, и какой же молодец был звуковик, что оставил его, не заглушил, как же это усиливает эмоциональность композиций…

Читая многочисленные отклики и на последние выступления Светы, и о Снайперском творчестве последних лет в целом, все больше убеждаюсь: они просто обречены на такое восприятие, какое существует сейчас, и вряд ли реально избавиться от этого – то есть, какую бы не набрали они команду, хоть с симфоническим оркестром споют, хоть под африканские народные инструменты, все равно – народ будет любить «ПУЛЮ». Вот хоть они на уши встанут. Хоть что. Они останутся как Гитара и Скрипка. Даже если по одному…

ЗЫ: У Дианы Сергеевны есть картина под названием «Мальчик, пой потише». Полагаю, для Светы имеет смысл выкупить у нее этот лозунг и повесить в своей звукозаписывающей студии. Перед глазами своих мальчиков. Оркестром, все-таки, надо дирижировать. В смысле, показать, кто здесь главный.
ЗЫ 2: А название «Одиночный окоп» было бы лучше.

Никитин-рекордс, 2003