«

»

Окт 04 2003

Ночные Снайперы — Тригонометрия (2003)

Ну вот, пришел и в наш город праздник, появилась и у нас долгожданная «Тригонометрия». Вот она, пиратская кассетка, ну я не виновата, что она пиратская, я бы и настоящую купила, не пожалела, если бы были у нас настоящие… Конечно, никаких тут вкладышей и дополнительных картинок, только отксеренные обложки — передняя и задняя, и все тут есть, на этих обложках — и «вены по запястьям», и «вязь муравьиная почерка нежного», и «какие прекрасные лица» (лицо, естественно, одно, но какое! — прекрасное…).

Прежде чем слушать, внимательно читаю список. Жаль, здесь всего две абсолютно новые для меня композиции: «Рулетка» и «Про Тома Йорка» — в смысле, я читала эти тексты, но никогда не слышала звучащими. Все остальное — есть с чем сравнивать: 10 песен с официальных альбомов, 9 удалось услышать из разных источников — Интернет, «Вторая пуля» и программа «Воздух» на НР (май 2002 г.). А кое-что — еще и живьем…

Интересно расставлены первые 10 песен (первая сторона кассеты) — закономерность: «Воздух» — «Пуля» — 2 с оф. альбомов — «Воздух» — «Пуля» — 2 с оф. альбомов — «Воздух» — «Пуля». Дальше эта закономерность не соблюдается.

Врубаю.

Первый раз — без комментариев. Пишу, слушая повторно.

Сначала — немного об альбоме в целом, потом — пройдусь по песням.

Он производит впечатление целостного, с единым настроением. Хороший альбом, я буду слушать его часто, а некоторые песни перепишу на отдельную кассету, где собираю любимые Снайперские композиции. Я уже вижу, что здесь есть такие — самые лучшие, самые Снайперские.

Не знаю, согласиться ли с Дианой, написавшей: «дерзкая и нежная Тригонометрия». Нежная — да, вероятно так, в большей части песен. Но что дерзкая… не заметила. Снайперизм доказал свою живучесть, но дерзновенность потерял. Имхо.

Чтобы не писать это в комментарии к каждой песне — выскажу здесь очевидное: не хватает скрипки. Не хватает второго голоса. Мысленно я слышу их везде: и там, где они были, и там, где не было, но должны были бы быть. Причем некоторые песни пострадали от утраты настолько, что задумываешься — а стоило ли вообще их исполнять? Ну, исполнять — ладно, концерт прошел и все забыли, но в альбоме — зачем? Или это такое караоке по-снайперски, и пустые места для того и предназначены, чтобы слушатель сам заполнил их по памяти? А что, хорошая идея. Одни привлекают к шоу зрительный зал, другие уже и до слушателей альбома добрались. Полный хэппининг.

Немного о качестве записи. Вообще, люблю концертники. И «Живой» мне нравится, хоть его и критикуют, не лучшее, говорят, исполнение. Здорово, что здесь сохранились реплики, шум, запинки и ошибки. Настоящий живой.

Теперь перейдем непосредственно к песням. Подзаголовок — ключевая фраза:

«Песен так много, и такие все родные».

ХОЛМЫ. Слабее, чем было в «Воздухе». После той передачи это была моя любимая песня. Хотя… вот слушаю третий раз, и снова ощущаю ее силу, хотя здесь она более скрытая; вспоминается: «это такая невидимая сила, которая бжжж и накрыла»… (не дословно) Зря она, конечно, не соблюдает мелодию, произносит многое на одной ноте. Нет уже обреченности, которая была во всем том выступлении. «Воздух»-2002 — наверно, лучшее, что я слышала у Динки. Такое — не повторится. Как слушатель скажу — жалко, что не повторится. А по-человечески — слава богу… не надо… конечно, Диана во многом неправа, но не хочется, чтобы ей было плохо. Так, отвлеклась.

В ГОРОДЕ МОЕМ. Есть отчаянность, напор, вызов. Откуда появилась «игла»? Катастрофически не хватает второго голоса. Посмотрим, как ты тут за двоих? Не справляется, захлебывается. Гитара звучит совсем по-дворовому, непрофессионально… но не за профессионализм же мы любим Снайперов. За профессионализм Кобзона любят. А Диану — за прерывающийся голос, за то, что не хватает воздуха, за внезапные перепады. Чудная вещь.

СОЛНЦЕ. Вот он, тот саксофон, о котором столько написано во всех рецензиях. Ну, вступление еще более-менее. Но дальше… Нет, может оно и ничего, если слушать это как-то издалека, особо не вслушиваясь. Но когда в наушниках, да на всю катушку… да простят меня все саксофонисты планеты, но от этого визга уши в трубочку сворачиваются. Кто вам позволил, высокодуховный вы наш духовой инструмент, Диночкин голос заглушать? А перкуссия-то, ха-ха, вроде такая же, что и в «Птицах» Светы. И смазана такая великолепная мелодия…

БУ-БУ. К чему эти смешки на протяжении всей песни? Картинка-то ведь, и вправду, злая… В аранжировке полный раздрай: сакс сам по себе, гитара бряцает отдельно, ударник колотится где-то в стороне… голос с трудом продирается через этот шумовой оркестр. Иногда речитативом… Забавно, мне эта песня давно уже представлялась в форме рэпа. Надо бы Диане попробовать переделать ее в этом стиле, здорово получится, как раз подходящий ритмический рисунок.

ПОЛЧАСА. Как страстно она звучала в «Воздухе»… Опять саксофон этот отрывается, блин клинтон. Светлана Яковлевна, вы, кажется, предлагали саксофониста расстрелять? Ох, как я вас понимаю… Подарить вам маузер? Нет, все же эту песню ничто не испортит. Как-то легко представить ее в качестве саундтрека к какому-нибудь американскому триллеру тире боевику. Апокалипсис сегодня. Представляются картины массовых убийств и пожарищ. Страшная вещь.

Я СИЖУ У ОКНА. Нарастание голоса, начинается чуть ли не шепотом… По-моему, очень удачно сделано. Даже сакс здесь не так мешает. Сильнее исполнено, чем на «Пуле». Может, с возрастом начинаешь лучше, глубже понимать Бродского?

ЛИСТ ФИЛЬ. Здесь слышать саксофон привычно, хоть и не в таком количестве. Так и ждешь: «Давай, Верунчик!»… И никак не избавиться от сравнения, поиска аналогий со Светиковым «Неужели не я». Вот и здесь — то ли латинские, то ли африканские ритмы? Слишком ускорено, но здорово, динамично. Песня кажется вполне форматной. Не удивлюсь услышать ее на радио.

ОНА ВЫПУСКАЕТ ЗМЕЙ. Вот они, змеи… ждала с нетерпением. Ах, какое вступление! Так разыгралась — зрители, видно, поначалу и не въехали, что это))) Как здорово: «Пячусь назад» — аккорд, хоп, пауза! Не знаю, какой вариант лучше — этот или бонус с «Капли». Там — более страстный и трагичный голос. Здесь — только грусть, зато великолепное пианино, ведь действительно, классно играет, наверно, даже лучше, чем на гитаре. Только зачем изменения текста? Не вижу смысла.

ВНЕЗАПНО. Совсем слабо. Может и понравилось бы, если бы не слышала в «Воздухе». Так было трагично, чувственно, а это как КСП…

ГОЛУБОЙ СЛОН. Если скрипку еще можно чем-то заменить, то бэк-вокал Светы — неповторим. Больно слышать эти пустоты, которые уже ничем не заполнить. Не могу адекватно воспринимать эту песню, ведь она же веселая, детская… была когда-то. Хотя изображение духового инструмента — очаровательно…

РЕГГИ. Слышала два варианта — в «Воздухе» и на «Пуле». Оба хороши. Здесь — великолепно. Шепот, чуть не плач. Такой же проникновенный голос, как в лучших песнях «Цунами». Вот это — именно то, чего я ожидала от акустики. Ни ударников, ни духовых, ничего лишнего. Музыкальный минимализм. За эту искренность ее и любят, и прощают. Голос иногда совсем пропадает. Видимо, эта песня много значит для Дианы.

РУЛЕТКА. Мелодия похожа на «Холмы». Наверно, это будет моя любимая песня с этого альбома. Полнейшая безнадежность. А эта строчка, «мы вместе спустили курки и одновременно упали» вообще — одна из лучших во всем творчестве Дианы. Стихи эти очень нравились всегда, но в песне — намного лучше. Этот текст из тех, что звучит сильнее, чем читается. Потому что когда его читаешь, непонятно, где начинаются и кончаются строчки… А здесь — и строчки делятся, и рифмы откуда-то появляются… Похоже и на Розенбаума (в лучших его проявлениях), и на Высоцкого. И еще клип вспоминается какой-то буржуйский, не помню группу, но кажется, что-то немецкое, про девушку на дуэли. Хороший клип, и песня та, помнится, хорошая. Но Диана круче. Записано отлично и «мне нравится как дышит она», и мне нравится, что это слышно…

ДИРЕКТОРСКАЯ. Ну что стало с этой песней… Это только для тех, кто не слышал трилогию «Милый друг». Тот ремикс по-снайперски. Те реплики и самозабвенные бэки Светы. Слышны искусственные попытки придать прежний задор, и все эти порыкивания — как будто совершенно Светины. Но нет, не получается.

ПЕСЕНКИ. Саксофон — как же он утомляет… всегда слушала Снайперов часами, были случаи, что с утра до вечера, все альбомы подряд — и не надоедало, а тут захотелось сделать перерыв. Вообще — ужасно. Эти обрубки «Где ты»… песня-инвалид. Но скорость в конце — здорово!

ТОМ ЙОРК. Да где ж тут агрессия, зоопарк? Такой нежный, грустный, какой-то извиняющийся голос. Немного хриплый, такой домашний. Просто слезы наворачиваются… Я слушаю и вспоминаю… постулаты Светы, пункт 12… Это гимн? Хорошо, что у нас такой гимн.

ДР. Ударник — странный, а так — хорошо. Может, слабее электричества. А вот за немецкую фразу — огромное спасибо! С «Нашествия» ее помню. Жалко так, что на «Цунами» ее не было! Не знаю, почему она меня так впечатляет? Гитарный проигрыш здесь понравился, напоминает что-то из 60-х.

ТОЛЬКО ТЫ. Нежнее, чем в электричестве. Фильм «Кармен» много потерял от того, что ее туда не включили полностью. Какого ж черта, спрашивается, я смотрела весь этот боевик? Проигрыш хороший. Как раз бы для саундтрека.

А дальше следует блок из альбома «Цунами». Не совсем понятно, к чему он тут? Просто потому, что любимые песни? Или потому что раскрученные? Нет, сами по себе они, конечно, великолепны. Но к акустике, все же, отношения не имеют.

КАТАСТРОФИЧЕСКИ. Нет, эту песню нельзя петь так весело, улыбаясь. Слишком часто я ее слушала совсем другим голосом. Не могу воспринять. Нет здесь ничего катастрофического. Хочешь показать, что все пережито, ничего не осталось? Не верю.

ЗВУ-ЧИ!. Средне. Некоторые строки — сильно, с чувством. Некоторые — как бы насмехаясь. Где ж та обреченность?

ЦУНАМИ. Жаль, что не продержалась эта песня в «Чартовой дюжине». Почему? Где вы, снайперята? В предыдущем альбоме она была одной из самых тяжелых, роковских. Вживую, на концерте она вообще прозвучала как хард-рок какой-то. Так гремела, что крыша отлетала. Даже на «Мьюз» немного была похожа. Здесь — мало впечатляет.

ПИТЕРСКАЯ. Когда-то называлась «Небо». Здесь, значит, решили переименовать в «Домой»? Ну, автору виднее. Отчаянно. Единственный недостаток — отсутствие скрипки. Но за исключением этого, аранжировка здесь очень нравится. А как она выкрикивает последнюю строчку — «Все прекрасно, даже это, вот так!» — с каким надрывом, опять почти истерика…

К текстам — претензий нет. Я здесь вполне сознательно почти не рассуждала о словесной стороне песен, потому что это — вопрос совсем отдельного, литературного исследования.

Жаль, что песен всего 20. Плюс «не песня». Говорят, существует незаконная, диктофонная запись МХАТа — полная: там их 30. Надеюсь когда-нибудь услышать и ее. Спасибо, Диана. Вы, пожалуйста, тоже себя берегите…

Real Records, 2003