«

»

Окт 21 2004

Ночные Снайперы — SMS (2004)

Долгожданный альбом «СМС»… Для меня он стал еще более долгожданным, чем для всех — и не только потому что я, самый бешеный фанат, с нетерпением бросаюсь на каждую Снаперскую новину; а еще и потому что услышать его мне удалось только через месяц после выхода… И только благодаря добрым людям с Апреля (спасибо, Фотограф!), а то бы, учитывая оперативность наших торговцев, ждать пришлось еще неизвестно сколько…

А вот рецензию писала долго, долго, долго… наверно, дольше всех. Потому что, на удивление, не хотелось… Я слушала его снова, чтобы, наконец, понять – что в нем зацепило тех, кому альбом понравился? Ну что ж, по крайней мере, привыкла. Но – так и не зацепило… очень жаль.

***

***

Название альбома: имхо — ужас. Трудно представить себе более глупое, неподходящее и неснайперское слово для того, чтобы озаглавить Дианино творчество… Если раньше каждый Снайперский альбом нес в своем названии некую концепцию, отражал внутреннее состояние авторов (автора), и мог уже этим затронуть нечто в глубине сознания, — неважно, было это наименование глубоко прочувствованным или родилось внезапно, под влиянием момента, — то теперь название не вызывает никаких чувств, кроме гнетущей пустоты… как будто ткнули пальцем в первую попавшуюся строчку глянцевого рекламного журнала – и не глядя вписали получившееся слово в заголовок. Впрочем нет, конечно, все было не так! Ведь сколько раз заявлялось, что на альбомах используется только то, что в данный момент актуально для коллектива – и в музыке, и в текстах, и в смыслах! – что ж, значит, сегодня ключевой проблемой в идеологии Снайперизма является развитие мобильной телефонии в стране. Что само по себе не может не радовать… владельцев телефонных компаний. Представляю, что будет, если это станет тенденцией: научится Диана пользоваться фотошопом — напишет песню «Фотошоп». Купит новую соковыжималку или картофелечистку — запишет альбом «Картофелечистка»…

Ну да ладно; обложка – это еще не альбом. Пройдемся по песням.

Давно не виделись. Одна из лучших. Вступление создает сдержанно-тревожное настроение; текст сильный, собрал в себе все основные смыслы альбома. И небо, которое будет тут чуть не в каждой песне, и обращение к… хм, вполне прозрачно просматривающемуся адресату; и воспоминание, ностальгия, безнадежность – все это как единое настроение, — да, композиционно она совершенно точно поставлена первой. Широкие аккорды клавишных на проигрыше замечательно передают ощущение неба, высоты, полета… И если бы не они, то аранжировка — не очень понравилась: довольно стандартная, шаблонная, напоминает множество вещей — формата «радио Максимум». Думаю, там бы эта вещь могла стать одним из хитов.

(Кстати, оценивая альбом в целом, пришла к мысли о том, что если раньше творчество Снайперов ассоциировалось у меня с моим любимым «Нашим Радио» — при всем его реальном разнообразии форм и стилей, то здесь они пришли именно к формату «Максимума»: скучному, однотипному, единообразно выстроенному.)

Асфальт. Из-за тотальной раскрученности этой песни, в том числе при помощи «Фабрики звезд» и других проектов Первого канала, ее воспринять как-то уже сложно… Стала совершенно затертой. И сложно услышать в ней что-то, что зацепило бы, позволило прочувствовать… Хотя текст, за исключением «водки-идиотки», хорош… Когда вдруг слышу его по радио или ТВ – нравится. По контрасту, типа: «О! Наши!». А на альбоме – никак…

СМС. От песни, название которой вынесено в заглавие альбома, логично было бы ожидать чего-то более забойного… уровня «Рубежа» или «Цунами»… Что не нравится? Во-первых, ну опять же, название – просто бешено! Ну как можно было какое-то технарство вставлять в снайперскую песню? Да, несомненно, какие-то современные реалии присутствовали в текстах и антипеснях Дианы постоянно. Самолеты, мотоциклы, такси… кино, мониторы и те же телефоны… но раньше они не мешали, не выпирали из текста как чужеродное неорганическое тело. Они были уместны. Они присутствовали там не сами по себе. А как символы… как воплощение каких-то вечных понятий или душевных состояний в современной оболочке – движение, небо, расстояние, одиночество… Здесь же… каждый раз, когда слышу произносимое Дианой слово «СМС», это производит такое же грустное впечатление, как когда Макаревич газовые плиты рекламирует… Но песня оказалась лучше, чем ожидалось. В целом, несмотря на обилие электроники, имеет ретро-звучание, 70-80-е годы. По звуковому оформлению напоминает саунд-треки к детско-подростковым советским фантастическим фильмам, особенно вступление… и электронное бульканье. Но это очень интересным образом сочетается с резкими запилами припева. Вот на припеве музыка замечательная! – почти как в том самом «Цунами» или в «Черном солнце»!

Сенбернары. Замечательное акустическое начало под клавиши, чуть слышные. Именно в этой композиции наиболее концентрированно выразился мотив всего альбома: расставание, сожаление о прошлом. Невозможно слушать этот альбом, не сравнивая его с предыдущими. И вот как раз «Сенбернары» — это та композиция, которая так и просится в «Цунами»: слишком уж она подходяща под то настроение, под ту ситуацию. И еще – есть здесь момент, который мне особенно нравится, хотя и явно позаимствованный: это когда в конце песни, после слов «маленьких собак» вступает с короткой, но ударной партией ритм-секция… Да, как у «Мьюза», ну и что? Здорово… Поэтичность же текста этой песни заслуживает отдельного рассмотрения… мне же он кажется практически совершенством.

Осень ну и что?. Бывший «Вокзал», слышанный ранее в записях из Вермеля 2000 и Алматы 2001, аранжированный в те годы со скрипкой, той самой «индустриальной скрипкой», передающей скрежет металла и прочие технические подробности, присущие вокзалу… Здесь же только ударник изображает перестук колес… Невероятно драйвовым был тот вариант, и сложно было представить, что это можно будет успешно переделать. Здесь, без скрипки, она воспринимается как совершенно иная, новая песня… которая мне, на удивление, тоже очень понравилась… Видимо, именно она будет у меня любимой, лучшей на альбоме. И очень меня удивило, что практически во всех рецензиях на альбом (а их я прочитала уже пару десятков) она была воспринята как веселенькая, беспечная… проходная практически… Не понимаю… Когда я услышала ее первый раз, то не смогла дальше слушать альбом… закольцевала и прослушала, наверно, раз 15 подряд, тупо глядя в пространство…

Главная ассоциация (может быть, неуместная, но это — сугубо субъективно, извините…) — когда-то, лет 20 назад, появилась такая книжка: «Не стреляйте, мы ваши дети»… сборник американской документальной прозы. Хорошая книжка… идеологизированная, но потрясающе интересная по тем временам… Так это я к тому, что были в той книжке фотографии, посвященные образу жизни американской молодежи. И под одной из них подпись: «Твист — танец одиноких в толпе людей»… С первых же звуков песни у меня в памяти всплыла эта фраза – и зациклилась… Да, я слабо разбираюсь в музыкальных жанрах, и вероятнее всего, что эта песня — никакой не твист, хоть и похоже… Чего ж тут веселого в этой песне, товарищи, одумайтесь! Это настолько пронзительная вещь, какая редко встречается даже у Снайперов… Необходимость генерировать веселье, делать шоу в моменты, когда чувствуешь то, о чем идет речь в тексте — вот что здесь видится главным. Есть здесь и отчаяние, и скрытое бешенство — все то, чего не хватает альбому в целом.

Ассоциация вторая, существующая параллельно первой. Аранжировка, гитарные проходы — все это чрезвычайно напоминает музыку из фильмов Тарантино, которая мне всегда жутко нравилась… Больше всего, пожалуй, из «Криминального чтива». И потому, когда при прослушивании этой песни в сознании возникает некое подобие клипа, здесь мне представляется, что это — типа саунд-трека к какому-то невероятному мочилову — то ли на вокзале, то ли на дискотеке.

Да, соглашусь со многими, что вставочка из «Чудесной страны» здесь была совершенно неуместной. И не потому, что это воспринимается якобы как щелчок по носу Свете… А исключительно стилистически: градус снижает.

Юго. Аккордеон здесь, имхо, неуместен. Придает попсовости. Так же как и непонятные электронные звуки в проигрыше. Какие-то «старые песни о главном» получаются. (Кстати, альбом в целом много бы выиграл, если бы были сокращены партии клавишных. Нет, не буду говорить, что это «кабак». Попса это. Самая что ни на есть.) В остальном же – довольно симпатичная песенка, но какая-то средняя. Здесь бы или ударника и бас-гитариста усилить раза в три, или наоборот – оставить в акустике. Текст – без претензий. НЕ ОСТАВЛЯЮ НАДЕЖДЫ ВСЕ Ж ВЫЯСНИТЬ — КТО ТАКОЕ НА САМОМ ДЕЛЕ, ЭТО ЮГО… только не говорите, что индеец из музея, фигня это…

Гонщик. Тот редкий случай, когда песня нравится больше, чем прочитанный текст. Потому что когда читала, каждый раз неприятно цепляли все эти «солнце мое, радость моя»… бррр… муси-пуси какие-то. А вот в песне это прозвучало как-то совсем иначе… Совсем не как сюсюканье, а парадоксальным образом гордо и горько… Проигрыш гитарный — не могу избавиться от ощущения, что где-то уже слышала, но откуда это взято — не вспомню… очень красиво. В целом песня понравилась, но как-то странно контрастирует название «Гонщик» и такой, довольно динамичный текст с мягкой и эмоционально вялой аранжировкой. Вот сюда бы рева и скрежета, какие бывали у НС в электричестве прошлых лет!

Бумерангом. Отлично, жестко, резко. Здесь, правда, тоже хотелось бы услышать более агрессивную аранжировку, было бы уместно; и с клавишами они снова переборщили… премьерное, акустическое исполнение было многократно сильнее! Да и название «Пулемет» зря не использовали – было бы более по-снайперски. Слова же замечательные, исключительно прозрачного содержания, с абсолютно явным адресатом. И это нравится. Хорошая перекличка «Ради чего?» с «Зачем?» из Сенбернаров. Тоже песня-сожаление.

Куба. Забавный текст. Все ж от человека, который регулярно участвует в концертах поддержки СПС, и тем более написал совершенно гениальную «Россию 37″, слова одобрения в адрес красного террориста как-то неуместны… Нехорошо это, Диана Сергеевна. Оппортунизьм. Уж определитесь — с кем вы, мастера культуры? Но тем не менее, какие-то обращения к социальной стороне жизни слышать от Дианы всегда интересно. Это, пожалуй, единственная композиция, которая совершенно никак не зацепила в плане музыки… вставочка латиноса — неплохо, и вполне уместно.

Ты город. Исключительно приятная композиция. И каждый раз возникает устойчивая такая визуальная ассоциация, как она исполняет это на концерте, покачивая плечами… очень здорово… Очень грустно, и даже как-то безнадежно. Вот в чем, видимо, принципиальное отличие этого альбома от предыдущих Снайперских: там были более сложные настроения. «Смешанные чувства», так сказать. Там грусть всегда сопровождалась некоторой агрессией, злостью, веселье – тревогой, а тут — все более однозначно, редко где встречается что-то скрытое и многозначительное.

Юго-2. Очень экспериментально. И здесь — нравятся «блямц-блямц-клавишки». Редко бывает, чтобы электрический вариант песни мне понравился больше, чем был акустический, но это – как раз тот случай. В акустике я это «Второе Юго» вообще не замечала, считала проходным, потому что там мне эта композиция казалась недоделанной, недоработанной. Не хватало ритма, отчетливости мелодии… песня была какой-то смазанной. Сейчас же она приобрела как раз то, чего недоставало. Самый чудный момент — это дудение, изображение саксофона или еще чего-то там… А вот то, что это сплагиачено у Пинк – я и не заметила… Ну не слышала я этот «Фамильный портрет»!!! – пока не выложил кто-то в сети микс этих песен… вполне достойный, кстати, микс. Понравился. КСТАТИ, ЖЕЛАНИЕ ВЫЯСНИТЬ ЛИЧНОСТЬ «ЮГИ» УСИЛИВАЕТСЯ.

Страханет. Вступление, да в принципе и все оформление также напоминает саунд к советским фильмам… Что касается бэков Лены Перовы — во-первых, никакого внутреннего протеста у меня они не вызвали, и во-вторых, их количество настолько незначительно, что даже и непонятно, что тут вызвало такую уж дискуссию… Но неужели у Дианы остались такие вялые и безвкусные впечатления от полета на самолете? – ведь она написала песню именно после этого! – хотя помнится, что на концерте песня звучала значительно жестче.

9 1/2. Здесь аранжировка отличная! Зажигает, цепляет. Ударник отрывается! Гитарист – тоже выделывает нечто невообразимое в проигрыше! — интересно, кто это, Ваня или Федя? Не знаю… Но судя по явно металлическому звучанию – Федор руку приложил! И интересно это сочетается с подчеркнуто спокойным и отстраненным голосом Дианы, как будто все это зажигалово – где-то в стороне и ее не касается… она типа погулять вышла, ежей морских собирает))) В целом – наконец-то, почти к концу альбома, дождалась я хоть какого-то драйва, отрыва – ну не «рубежовского» уровня, конечно, но заводит однозначно. Однако, в контексте всего альбома не могу отделаться от ощущения, что и здесь все слишком выверено, поставлено в рамки. Т.е. и ревущих гитар, и ударных здесь ровно столько, чтобы не отпугнуть новую, «правильную» публику – но и удержать тех, кто помнит «мелодии прошлых лет»…

Не ищу. Эта песня всегда была у меня одной из самых любимых, в любом формате, в любой аранжировке. И не могу представить варианта, который бы ее совсем испортил… Вот так и здесь. Не испортили! Даже довольно неплохо получилось, надо сказать. Ну допустим, с «воздуховским» вариантом а ля 2001 год не сравнить! – там она прозвучала совершенно запредельно… если б я услышала эту передачу своевременно, т.е. тогда, когда она была в эфире, а не в записи, через пару лет – я бы стала фанаткой как раз после этой песни, а не после «31 весны»… и скрипка там… такая скрипка была!!! Но вот сравнила с несколькими концертными вариантами – и обнаружила, что вполне… даже более чем вполне… Сделано, видимо, лучшее, что можно было сделать с этой композицией в отсутствие скрипки. Естественно, что здесь мне, как и везде, хочется того мощного, «рубежного» драйва – и припева жду с мыслью – «ну вот сейчас! Гррррохнет!» — не грохает… обламывает…

Грязные Танцы. Одна из самых парадоксальных песен! Красивая, нежная мелодия, и голос Дианы такой ласковый… «и глаза такие добрые-добрые;))))» — и тут же чуть ли не матом! Грубо, грубо… Но зато вот последние куплеты – все сглаживают! Так что песня – потрясающая. Очень нравится.

Полчаса. На стихи Я. Казановой. Хотя здесь текст и не Дианин, но мне всегда эта песня казалась глубоко личной, как будто специально для нее написанной – никакой дисгармонии, которая часто возникает при исполнении «чужих» песен, здесь нет… И электрический ее вариант прозвучал совершенно неожиданно! Огромное спасибо группе за то, что не стали убивать ее мелодизмом, характерным для альбома в целом… Да, прозвучало исключительно профессионально, но здесь, на удивление, удалось сохранить нечто, выходящее за грань, что не позволит отнести альбом в разряд примитивного рокопопса… Но вот почему этот трек включен только в дорогой вариант диска? Может, чтобы услышали только те, кто по-настоящему заинтересован? А остальным и не надо…

Какое впечатление оставляет альбом в целом? Что чего-то не хватает. Ощущение потери, утраты, незаполненности. Хочется чего-то живого — жесткости, агрессии, надрыва… А здесь все слишком уж гладко, причесано и напомажено… Остается только надеяться, что эта «напомаженность» все же — только вариант «боевого раскраса», как в клипе «Юго», а не реальное состояние Дианы… И изредка прорывающийся из-под всего этого вызов, дает основания для этой надежды… А то вспоминается название весенней программы Дианы: «Прощай, оружие». Неужели действительно – прощай? Когда-то Диана говорила, что песни пишутся из воздуха и крови. Здесь же крови — нет. Воздух — есть: это и небо чуть не в каждой песне, и аранжировки с ощущением полета… Но и полеты здесь стали другими — это уже скорее параплан, чем реактивный бомбардировщик… а почему воздух? – а потому что музыка здесь – за исключением единичных композиций – какая-то фоновая. Не самоценная, а как бы сопровождающая что-то. Не случайно у меня постоянно возникали ассоциации с саунд-треками. Под этот альбом можно делать что угодно – работать, читать, телевизор смотреть… и не мешает. А под любой другой Снайперский альбом? – хм… вот этим и отличается. Да, не сомневаюсь, что все, или по крайней мере почти все композиции альбома передают настроение, душевное состояние Дианы… Видимо, все это действительно очень искренне и честно… Но все же основное, что остается — неглубоко. Пластмассовая жизнь.

Real Records, 2004

 

***

Сборник публикаций об альбоме СМС

[issuu width=550 height=389 backgroundColor=%23222222 documentId=111208110431-a0e0696047774a229e5bf52de5dbee4e name=2004.10-11_sms username=fanny tag=arbenina unit=px id=ed4a8ab8-4e37-3bc1-64a3-3f726b075059 v=2]0