«

»

Апр 18 2007

Ночные Снайперы — Бонни и Клайд (2007)

Сразу могу сказать, что альбом произвел на меня очень серьезное впечатление. Настолько серьезное, что я его некоторое время просто не могла прослушать полностью, до конца, и несколько раз выключала на пол-песни, потому что… как-то зашкаливало. Не по себе делалось, несмотря на всю уже давнюю привычность песен Дианы, ее эмоциональности – здесь это все в некоторых моментах вышло слишком концентрированным. Ну, может быть, просто показалось. Но это мое субъективное впечатление.

Со своей постоянной привычкой всё со всем сопоставлять и сравнивать, я задумалась – какой из прежних альбомов мне более всего напоминает этот? И к собственному удивлению обнаружила, что – «Цунами»! Чем именно? Не знаю… Чем-то неуловимым и неконкретным, общим настроем, накалом эмоций, именно тем, чего недоставало в «СМС», чего не могло быть по историческим соображениям в альбомах совместного периода и что не просматривалось в обеих «Тригонометриях», не имеющих, собственно, альбомной концепции.

А в чем концепция «Бонни и Клайда»? Имхо. Альбом-путешествие. Сказка странствий. Пожалуй, такого цельного и явного мотива дороги, поиска, ни в одном альбоме Снайперов не было. В отдельных песнях – да, встречалось. «Зовет дорога», «Бу-бу», «МПМ»… много таких. Но так, чтобы сделать это лейтмотивом всего альбома, который в результате можно будет воспринять как цельное произведение – вот это впервые. Это выход на новый уровень. И это, несомненно, восхищает.

Раньше пространство песен Дианы включало 4 географических элемента: Москва – Петербург – Магадан — Все остальное.

Здесь мы видим, что в песнях этого альбома нет ни Москвы, ни Петербурга, ни Магадана. То есть, конечно, зная историю жизни Дианы, мы понимаем, что события песни «Доктор» происходят в СПб, а «Салют» — это в Магадане… Но только – подчеркиваю – зная эту предысторию! В самих же песнях ни словом ни намеком этого не обнаружить. Нет здесь этих трех городов!

А то, что прежде было туманным «Всем остальным», и хотя получало какие-то названия и упоминания — неважно было, Париж это или Сан-Франциско, священная земля с кораблями или пустыня со змеями, — это все равно было чем-то далеким, как бы скрытым облаками от взгляда пролетающего в самолете (разве что «Кубинский песок» с альбома «СМС» как яркая экзотическая картинка выбивается из этого ряда), теперь же обрело конкретность и устойчивость. И Япония, и белорусское приграничье, и черноморские курорты, и конечно, Америка. Причем Америки тут, как представляется, больше всего. Это не только, собственно, образы Бонни и Клайда, сугубо американских персонажей, прославленных голливудским кино. Это и обложка в плакатной стилистике середины ХХ века, и заимствование музыки американских групп для двух песен альбома (практически – это первый опыт подобного рода для Дианы, если не ошибаюсь), и теперь оказывается, что и сюжет клипа на песню «Морячок» разворачивается не в японском порту, а в американском салуне… наверное, есть и какие-то еще переклички, которые я пока просто не заметила…

И еще, кстати, – что я хотела сказать о «Морячке» в разрезе общей концепции альбома. Как говорила Диана в нескольких посвященных альбому интервью, эта песня среди остальных, вошедших в альбом, стоит особняком, отличается. Да, несомненно, по стилистике, по музыкальному оформлению она достаточно необычна. Но кроме того, есть и еще момент, который выделяет эту песню. Попытаюсь описать.

В целом, как мне представляется, ключевыми в понимании композиции альбома являются две песни: «Бонни и Клайд» как заглавная, семантически объединяющая все остальные композиции — и «Морячок» как «оппозиционная», противостоящая «генеральной линии», принципиально иная не по музыкальной форме, а именно по текстовому содержанию! Ведь как получается: практически все песни альбома по своему внутреннему смыслу (если отвлечься сейчас от географических привязок и биографических фактов) могли бы стать песнями Бонни и Клайда! Они соответствуют их образам. Они все – о глубокой страсти, любви, и написаны так, что этим персонажам – не реальным, конечно, а иллюзорным, существующим в романтических представлениях самой Дианы – могли бы быть приписаны. Кроме одной. Кроме «Морячка». То есть – все песни могли бы быть объединены чем-то одним, западным, американскими персонажами – кроме той истории, которая про Японию — самую восточную страну. И которая рассказывает не о глубоких чувствах, взаимной преданности и доверии, а наоборот, об измене и предательстве. Хоть это и облечено в шутливую форму.

Странно это! Ведь в массовом сознании как раз запад, как правило, предстает как носитель различных негативных качеств, а восток, по идее, должен представать как нечто более достойное, чем… И в этом плане особенно радует, что Диана не подвержена этим стереотипным представлениям, и предлагает картину мира, совершенно противоположную модному сейчас антизападничеству. Двойной респект :) Что характерно: в клипе на «Морячка» Диана рассказывает эту историю в образе ковбоя, чем как бы дополнительно подчеркивает: мы-то ведь не такие! Это не про нас! В общем… есть тут некоторый тонкий момент.

Несколько сумбурно у меня получилось описать свое понимание концепта альбома, потому что картинка мне представилась такой целостной, что описать ее словами плохо получается)))

Теперь что касается собственно музыкального оформления. Главное, что хочется сказать: напрасно Диана так безоглядно отдает свои произведения в руки Би-2! Ну зачем ей эти бидвайцы??? Им же до нее в плане музыки – как пешком до луны! И уж тем более в плане текстов… А она доверяет им полностью, и видимо, совершенно самоустраняется из процесса обработки «материала», так сказать… А эти ребята обстругивают все острые углы, покрывают лаком и привязывают бантики, и в результате… ну не совсем то получается… что было задумано… Хорошо тем, кто был на концертах, кто слышал – как оно всё вживую! И кто за этими приглаженными штучками слышит все те эмоции и чувства, которые были вложены в них Дианой изначально. А тем, кто начинает знакомство с песнями только с этого альбома, весь эмоциональный накал остается улавливать только из голоса самой Дианы, который звучит здесь, конечно же, великолепно, но при должной поддержке аккомпанемента был бы еще ярче, живее, неповторимее! Но что поделать… что есть, то есть… Надеюсь, что все же Диана не остановится на достигнутом в поисках своего звука, и ее песни обретут действительно достойные их аранжировки.

Пройдемся теперь кратко собственно по каждой из композиций.

Актриса. 2005 год. Песня летящая, воздушная, неизменно вдохновляющая на какие-то возвышенные мысли… Подумалось вот, что если бы нужно было бы отобрать несколько Дианиных композиций для исполнения их симфоническим оркестром (как это делали уже многие рок-исполнители), то именно «Актрису» следовало бы предложить для этих целей в первую очередь. Я просто реально могу себе представить, КАК бы она прозвучала в таком варианте! Замечательная, полнозвучная мелодия.

Существует множество версий – кому бы могла быть посвящена эта песня? Кого только не предлагали на роль этой загадочной «актрисы»… Но ни один из знакомых образов не подходил под этот, созданный в песне… Но теперь мне все более кажется, что на самом-то деле, права оказалась Пальцева :) Если на самом деле именно ей принадлежит идея клипа на эту песню. Ведь это действительно песня о Диане! Может быть, о мечте Дианы, о том, какой она хотела бы стать… О том, какой видим ее мы, те кто ее любит. Идеал, к которому она стремится и хочет видеть – неважно, в себе самой или в близком человеке.

Коктебель. Самая секретная, сюрпризная песня альбома. Известна стала только в 2007 году, хотя написана, как оказалось, в 2004. Музыка тревожная и волнующая, очень грустная. А сама песня вызвала у меня две ассоциации, одна из которых совершенно «левая». Ассоциация первая – это та давнишняя шутка Дианы про «Пицунду-82» — трогательная характеристика Суриковского альбома «Возлюбленная Шопена». Хоть и разные это города, но все же есть тут что-то общее))) Как-то, в общем, зацепило. А вторая, левая ассоциация связана со строчками «И я предлагаю расстаться До нового года расстаться И каждый год будет праздник»… Я понимаю, что эта моя мысль тут совершенно неуместна, и извиняюсь за оффтоп. Но у меня при этой строчке в памяти неизменно всплывает история из жизни Бориса Ельцина и его тогда еще будущей жены Наины Иосифовны… Когда они, перед тем как пожениться, решили на год расстаться, разъехаться в разные города, а потом снова встретиться и все решить – проверить чувства, так сказать… Эта история мне тоже когда-то показалась очень трогательной… Понимаю, что не к месту. Сорри.

Морячок. Как я уже писала выше, песня знаковая. И неоднозначная. Достаточно хотя бы увидеть тот широчайший спектр оценок, которые она вызвала первым же своим появлением. Кстати, о первом появлении… Трудно сказать, когда была написана эта песня. Судя по комментарию Дианы – летом 2005 года, после ее поездки в Японию; примерно тогда же, в августе 2005, на одном из концертов прозвучал впервые и отрывок из нее.. Но если вспомнить более ранний период, то станет известно, что в феврале 2004 года у Дианы была концертная программа с названием «Двое на татами»! Можно ли предположить, что песня была задумана уже тогда? Пока не знаю… А сама песня грустная, на самом деле. Трагическая, как бы не веселилась Диана, рассказывая о ней на концертах.

Земляничная. 2002 год. Еще одна из больших снайперских загадок… Когда-то исполненная на пресс-концеренции в Минске, известная только по распечатке текста с записи той конференции, которой нет почти ни у кого… И то — только часть текста, как оказалось, была известна, первый куплет. Кстати, заметно, что написана песня раньше, в 2002 году. Здесь текст еще содержит все те загадки и иносказания, которые были характерны для поэзии Дианы времен «Цунами» :) Это только сейчас она перешла к прямолинейности и говорит, что считает для себя пройденным этапом ту стилистику, наполненную сложными метафорами. В целом песня очень понравилась, напоминает из уже известных — «Страханет» и почему-то «Ветер и ночь»… Странно даже, почему… наверное, потому что «…ухожу в леса…» )))) А вот что не понравилось – так это электронная обработка вокала! Никогда не надо Диане этого делать! Мы любим ее живой голос!

Кукуруза. 2005 год. Как бы не менялась на протяжении времени эта песня, а первое впечатление от нее остается самым ярким. Лето 2005 года, премьера на концерте в Б2, на ДР Дианы… Тогда было две премьеры – «Опасное лето», и вот эта… исполненная тогда, как помнится, два раза за концерт… Тогда песня, по сравнению с «Опасным» впечатлила меньше… в принципе, так и осталось. Ассоциируется она у меня, пожалуй, только с песней «След» — там тоже про кукурузу, и написано, совершенно явно, в том же подмосковном доме, привязка географисечкая совершенно отчетливая. Не могу сказать, что эта песня относится к самым заметным в творчестве Дианы. Однако электричество ее сильно изменило. Еще больше изменило вмешательство Би2… И слышать мужские голоса в Дианиных песнях категорически не хочется! Но если отстраниться от этой стороны — то потенциал у песни отличный. Только бы электроники поменьше :) И всяких Шуриков тоже :)

Доктор. Написана в 1999 году примерно. Известна по нескольким клубным записям тех лет… и надо сказать, в том, прежнем варианте не производила на меня практически никакого впечатления. Мелодия была скомканной, много шума, мало смысла. То же, что получилось сейчас – очень хорошо! Даже и несмотря на то, что бидвашный стиль здесь тоже очень ярко просматривается. Звучит жестко, отчетливо, маршеобразно, агрессивно. Только снова досадно мешают этот бэк-вокал мужским голосом… По смыслу же песня — как болезненное воспоминание, и вся песня какая-то фантомная и пугающая. И если обратиться вновь к моей любимой теме: «какие песни Дианы посвящены Свете?», то из всех песен этого альбома только в двух я вижу это совершенно отчетливое посвящение: «Доктор» и «Спокойной ночи».

Светофоры. 2006 год. Об этом я мало что могу сказать… Песня нежная, счастливая… Но счастливые песни — они ведь не так интересны! Разве что приятно порадоваться за любимого поэта, кумира, что у нее всё хорошо))) Но сопереживать этому – как-то сложно. Мелодия у песни сложная и аранжировка, кстати, неплохая, очень подходит именно этой песне. Очень удачная клавишная вставка. Но в целом ускоренный вариант песни, который исполняется на концертах – мне кажется, лучше!

Спокойной ночи. 2004 год. Давно хотелось, чтобы эта песня была, наконец, издана, но почему-то мне всегда казалось, что Диана ее оставит акустической… Электрическое звучание очень удивило! И здесь аранжировку тоже хочется отметить как очень удачную, оживляющую! С одной стороны удалось сохранить красоту и загадочность песни. А с другой… снова, наверное, неожиданная ассоциация, но мне она напомнила «31 весну»! Сначала – всё почти спокойное, со внутренним скрытым напряжением — а потом взрыв припева! Песня-прощание, и понятно кому посвященная… Это тоже звучит лучше, чем в акустике, т.к. ритм и мелодия наконец отчетливо прорезались, а то ведь совсем были смазанными и непонятными. И возвращаясь к мысли о симфоническом оркестре: вот эту песню – туда же, к «Актрисе» :) Отлично бы она прозвучала!

Стань моей птицей. 2006 год. Удивило, что оказывается, начала писаться эта песня еще в 2000 году. Не знаю… она все же больше именно в современной стилистике Дианы. Первый раз я услышала это летом 2006 года, еще в акустике, на концерте в ДР Дианы, и песня была удивительно пронзительной и трогательной. Здесь она, конечно, претерпела огромные изменения, и та первая острота исчезла, но что-то рыдающее сохранилось. Конечно, электроника трогательность уничтожает, и в отличие от нескольких предшествующих песен тут несоответствие текста песни и убивающей его аранжировки просто по ушам резануло (((. Здесь только голос Дианы сохраняет чувства…

Блюз. 2006 год. Первое прослушивание этой песни привело меня в невероятный восторг, и даже тот факт, что музыка здесь оказалась не Дианина, ничего не убавило. Получившаяся на альбоме версия мне кажется слабее концертной. Здесь взята, так сказать «мьюзовсвкая схема» построения песни, — невнятный мелодичный куплет и взрыв в припеве… Мне больше нравилось, когда песня была тяжелой и яростной полностью, но тем не менее, и в этом варианте есть своеобразная мощь. Напоминает «Цунами». Да и вообще, сравнивать «там лучше, там хуже» — я могу только попривыкнув к этой песне, а вот сначала, когда только скачала ту радиозапись альбома, несколько раз начинала и не могла дослушать ее до конца, потому что… как то было слишком страшно. Может, просто под настроение попало… но вещь жутко депрессивная. Она просто подавляет, пугает… Это одна из тех вещей, про которые просто не верится, что написано нашей современницей, обычной в чем-то девушкой, которую можно увидеть и потрогать… Это настоящий шедевр.

Бонни и Клайд. Заглавная новинка 2006 года. Здесь снова, конечно, видны различия между собственно снайперской и бидвашной аранжировками. Все же… вот именно этой песне бы надо было оставаться акустической! И это даже не по стилю… по самому содержанию! Ну как можно петь в электронике про Бонни и Клайда, про жителей одноэтажной деревянной Америки, сам образ которых близок к природе, к животной страсти, к чему-то совершенно антигламурному? Очень острое несоответствие… Очень рада я, что все же повезло мне услышать ее в акустике. А тут… эта песня сделана в стилистике альбома СМС. И это несколько противоречит, мне кажется, общему замыслу альбома. И совсем не так страшно.

Салют. 1994 год. Именно 94, а не 99, Диана Сергеевна! Исправьте пресс-релиз))) Достаточно хотя бы одну цитату из интервью вспомнить: «Эта песня была написана во время пожара. Горела тайга. Всех жителей забрали на тушение пожара, остались одни старухи и дети, я была одна. Я так тосковала!» — естественно, что после 94 года никакой тайги вблизи проживания Дианы быть не могло :) Когда-то она вошла во «Вторую пулю». Решение издать ее очень неожиданно… То есть, я конечно, подозревала, что 1-2 старых песни на альбоме будет… но что именно эта! Никогда бы не догадалась! Я бы тут усилила клавиши… но не этими электронными переливами, а такими вот широкими аккордами, как опять же, классику разную играют. Вот это бы, имхо, очень усилило песню, и могло бы стать полноценной заменой отсутствующему скрипичному проигрышу…

Сама Диана говорила, что считает эту песню вроде как парной к «Актрисе», потому и поставила именно их открывать и закрывать альбом. Да, возможно. Что-то общее действительно есть, даже в мелодии этих песен. Но настроение совсем иное. Хоть и светлая тоже песня, а все же явное тут разочарование, усталость… «прощай оружие», так сказать…

И бонус – акустическая Птица. Вот за это – спасибо отдельное! Насколько убили аранжировкой электрическую «Птицу» — насколько же возродили ее в акустическом варианте! Да, звучать ей надо именно так… И чтобы голос Дианы во всей его красе, и чтобы клавиши вот так нежно – и не перебивали… И не нужны никакие примочки и прибамбасы, бидвайцы и лондонские студии… Нам живую и родную Диану нужно – это главное)))

В целом это все… Обобщая, могу сказать, что альбом понравился – очень. Эмоционален до предела, тексты великолепны, голос до глубины души пробивает… Ну а аранжировки… может, привыкнем?

Real Records, 2007