«

»

Сен 09 2009

Ночные Снайперы — Армия (2009)

Как ни удивительно, в этот раз заранее объявленные сроки оказались точно соблюдены. Альбом был представлен публике ровно 9 сентября, как и было обещано за 100 дней до релиза (а из-за невнимательности магазинов сети «Союз» — даже и на несколько дней раньше).

Сначала несколько слов об альбоме в целом… Сама Диана в каком-то из недавних интервью почему-то сравнивала его с «Цунами». Возможно, у нее на то есть свои личные причины, но мне он совершенно не показался похожим на «Цунами»… да и вообще – даже не могу его сравнить с каким бы то ни было из предыдущих Снайперских альбомов. Разве что – такая вот парадоксальная мысль – с «Детским лепетом» сопоставим он по разнообразию, разножанровости музыкального материала, по хронологической несопоставимости между песнями… Нет, конечно он не похож на него в музыкальном плане – аналогия у меня возникла исключительно благодаря этой подчеркнутой эклектичности альбома.

На «Цунами» в моем личном представлении более всего был похож «Бонни и Клайд» — такой же целостный, концептуальный, воспринимаемый как единое произведение искусства… «Армию» же я как нечто единое пока воспринять не могу… может быть, конечно, это потому что слишком свежее восприятие, а переждав немного, я смогу уловить заложенную в нем концепцию… если таковая есть… пока же он воспринимается в моем сознании исключительно «в россыпь»… Но от этого он, конечно же, не хуже – просто это другой тип подачи.

Этот альбом меня по-настоящему удивил. И количеством новых песен, и неожиданным выбором старых, заново перепетых композиций. Жаль, что не вошли сюда, не были изданы «Ворона» и «Желтогривый Китай», которые мне очень понравились в концертных версиях – но и это не разочаровало: те композиции, которые попали в альбом, ничуть им не уступают…

Питер-никотин. Написана летом 2008 года. Премьера состоялась на концерте 2 августа 2008 г. в клубе Б2.
Отличное, забойное начало альбома; такое мощное вступление, ревущие гитары… практически готовая стадионная песня, которая бы, думаю, прекрасно прозвучала на любом фестивале; и некий социальный подтекст только добавляет ей этой будущей, я надеюсь, массовости и стадионности. Ее звучание – можно сказать идеально соответствует моим представлениям о достойной, качественной рок-музыке. У Снайперов, кстати, именно таких песен не так уж и много. Ну допустим, «Рубеж» можно вспомнить, «Черное солнце», «Охоту на волчат»… да и все, наверное. Большую часть того, что я у них люблю (как в совместном, так и в позднем творчестве), я люблю за то что оно «настоящее снайперское», а не за то что «настоящее рокерское». А вот эта… ее я бы могла использовать в качестве такого эталона: на вопрос «Музыку какого жанра, какого типа ты любишь?» — я могла бы просто включить ее: «Вот такого». Просто ничего ни убавить, ни прибавить.
Хотя… есть тут один момент, о котором я поначалу подумала: эх, вот его бы надо было усилить, довести до большей ясности! – это там, где в припеве начинаются слова: «И бросить не могу…» — идет такой маршевый ритм, и я подумала: а сдвинуть бы этот ритм немножко в сторону танго, есть ведь там на него небольшой намек, вслушайтесь… И это бы дополнительно украсило эту песню… Но потом, послушав альбом дальше, я поняла: нет, все правильно, не стоило усиливать. Здесь достаточно именно намека, и к содержанию песни более подходит именно марш… а вот в одной из следующих песен – оно и проявится в полную мощь. Но об этом чуть дальше.

Побег (весна 2009) — очень необычная песня. Вот представьте себе: «Охота на волчат» и «Страха нет» одновременно. Получается? А у Дианы получилось… Основная идея песни, правда, все же не побег, а полет… чему посвящена и ключевая, многократно повторяемая строчка (кстати, на мой взгляд, слишком многократно… я не совсем поняла, для чего это было сделано, ведь Диана и сама когда-то говорила, что не любит, если в песне бесконечно повторяется какая-то одна строка…).
Такой оказалась первая премьера альбома. В этот раз Диане удалось преодолеть свое вечное искушение – выдавать зрителю свои песни тут же, чуть ли не в день их написания. И в результате альбом оказался состоящим из абсолютно неизвестных публике песен чуть ли не наполовину! По-моему, в Снайперской истории такого еще не было… И заставило вспомнить те уже забытые ощущения, когда еще в самом начале знакомства с группой каждый альбом был для тебя абсолютно новым, и не было еще возможности для такого, отстраненного сравнивания: «а вот там-то и тогда-то она прозвучала лучше».
После первого прослушивания, у меня поначалу не возникло никаких подозрений – и совсем было непонятно – кому это посвящается, кого это Диана (ну ок, ее лирическая героиня) побежит искать… Но тут я решила параллельно с прослушиванием прочитать внимательно те комментарии, которые она дала к каждой песне в своем официальном релизе. И вижу – что именно в этой песне альбома она сама видит отсыл к «Цунами»… Хм. «Цунами». Песни полураспада. Описывающие самый драматический период жизни дуэта. Так что же, этот «Побег» — Свете? Нет, я не утверждаю, это просто версия… Но прослушав песню еще несколько раз, я все более склоняюсь именно к этой версии. А ассоциации у меня здесь возникли почему-то с песней «Амбразура»: «если спасать позовешь – зайцем брошусь в поля, скорость уши прижмёт – успею, спасу» (а здесь я в адресате вообще не сомневаюсь).
В общем, замечательная композиция. И есть над чем подумать.

Южный полюс — написан во время первой поездки Дианы в Аргентину в 2008 году; акустическая премьера песни состоялась 07.06.08 во МХАТе, а электрическая версия была торжественно представлена 31 марта 2009 года. Песня была выложена на оф.сайте, и в тот же день объявили о выходе сингла «Южный полюс» с тремя песнями.
Электрический вариант «Полюса» меня сразу очень впечатлил, и к настоящему времени песня уже прочно вошла в список любимых. Аранжировка – исключительно удачная, и вообще, все здесь очень гармонично складывается – мелодия, оформление, стихи, эмоции… То как эта песня исполняется на концертах, впечатляет людей, крайне далеких не только от Снайперов, но и от русского рока в целом; свидетельством тому – масса позитивных отзывов после ее исполнения на недавнем сборном благотворительном концерте, в том числе и от людей, первый раз в жизни услышавших Диану.

Лети моя душа — написана 5 марта 2008 года, впервые исполнена 6 марта на концерте в Челябинске.
Единственная песня альбома, которая меня как-то совсем не зацепила… Ну да, красивая мелодия, отличная полнозвучная аранжировка; наверное, она должна понравиться любителям таких медитативных инструментальных композиций (а я этот жанр просто вообще не воспринимаю). Текст представляет собой абсолютно неподвижную картинку, а мне нужно, чтобы было движение, драйв, экшн. И к тому же (это, конечно, не претензия к Диане – просто моя личная филологическая заморочка) – мне страшно не нравятся слова с этим народно-деревенским суффиксом «-х(а)»: ну, «птаха» еще куда ни шло, но «рубаха»… ужас. Представляется мне в связи с этим словом что-то такое суконно-посконное, бредущее за плугом… а поскольку повторяется это жуткое слово в песне раз 20, то… в общем, не покатило. Знаю, песня хорошая, многим нравится – но просто не моё.

Виноград — вторая премьера альбома: написана, судя по релизу, в январе-феврале 2009 года, и до самого выхода «Армии» оставалась совершенно секретной.
Вот это – просто настоящий шедевр! Любовь с первой ноты. Я ее сразу, при первом же прослушивании альбома, прокрутила раза три, прежде чем перешла к знакомству со следующими песнями. И на следующий день пару часов слушала ее одну, по кругу. Вот где раскрылся тот самый музыкальный «намек», который я уловила в песне «Никотин».
И первая мысль – когда еще не вслушалась в слова, а только в музыку и интонации: «Агата Кристи»! Однозначно. У них очень много именно такого – чтобы и танго, и именно с такими вот ударными акцентами, и захлебывающимися эмоциями… А музыку «Агаты» я очень люблю, и у меня давно есть такое потаенное желание, чтобы Диана когда-нибудь поучаствовала в трибьюте, спела что-нибудь из их репертуара… и дуэтом с кем-нибудь из Самойловых ее бы тоже очень хотелось услышать… Не знаю, к сожалению, как Самойловы относятся к «Снайперам», и возможно ли какое-то пересечение в принципе, но в любом случае именно они мне кажутся на современной российской рок-сцене наиболее близкими к Снайперам – по эмоциональному накалу, так сказать. Нет, конечно я не думаю, что это было каким-то сознательным подражанием. Просто очень напомнило.
Это о музыке… а что касается слов – думаю, эта песня вполне может встать в ряд с такими «обзорными экскурсиями по темным местам» как Бутылки, Черное солнце, Том Йорк… Конечно, основа песни – описание внутренних, личных переживаний; гениальное, я думаю, описание… Но какая яркая картинка возникает из нескольких точных, лаконичных фраз, описывающих это общество «женщин-мальчиков» и «дев-подростков»! Ну и кроме того, радует, что большую дулю показала Диана всяческим гурукенам и им подобным, желающим замаскировать «темную» составляющую ее творчества)))
Вряд ли эта песня пойдет куда-нибудь в радиоротации… но очень хотелось бы надеяться, что на концертах ее удастся услышать не раз.

Армия — тоже премьера; написана в феврале 2009 года в Чили.
Эта песня оказалась более сложной для восприятия, чем другие премьеры альбома… ее я как-то не с первого раза «распробовала». Сначала показалось, что не покатит, но сейчас, несколько раз прослушав, я уже очень прониклась. Отличная песня, особенно этот завораживающий финал, где под совершенно ураганную музыку, Диана произносит что-то… на непонятном языке – на латыни что ли… как заклинания читает… фантастический просто момент.
А вот кто является адресатом песни – то есть, кто они, эта самая «армия» — это я пока так и не поняла… Диана пишет, что это посвящение ее погибшим друзьям. Но неужели их «семь десятков», погибших? Не может быть… да и не похож этот текст на обращение к умершим. Разве что строчки «я прикажу поцеловать того кто от любви погиб» — о них… Может быть, под этими «семью десятками» имеются в виду вообще – все друзья Дианы? Ну или не друзья в полном смысле, а в целом – окружение ее, свита, круг общения? Если судить по цифре – то эта версия больше подходит, но с другой стороны – непохоже, чтобы она общалась с близкими людьми посредством приказов. Не ее это стиль. В общем, хотелось бы ее собственных комментариев к этой песне, более подробных.
Не знаю, насколько именно эта композиция заслуживает того, чтобы стать заглавной в альбоме – но отдельного внимания она точно заслуживает.

Католический священник — написана в 1998 или в начале 1999 года; вошла в первый сингл Снайперов – «Алмазный британец» (1999), с тех пор не переиздавалась.
Одна из самых загадочных песен Дианы, о смысле которой было немало споров на форумах… но так и не удалось прояснить, то ли это впечатление от романа «Поющие в терновнике», то ли посвящение усмирявшему волков святому Франциску, то ли это персонажи какой-то неизвестной нам книги… Но то что песня эта – не автобиографическая, что большая редкость для Дианиного творчества – с этим всегда были согласны практически все.
Радует, что эта песня наконец-то издана в официальном альбоме; и очень удивило то, насколько точно была сохранена ее аранжировка: такое впечатление, что ничего (кроме отсутствия скрипки, конечно!) не изменилось… Вот правда я не поняла, что Диана имела в виду под «новым вокальным прологом»: ничего такого я здесь не заметила.

Ууу — под этим неожиданным названием скрывается давно известный, но ни разу не изданный «Ночной курьерский». Песня редкая, раритетная; долгое время была мало кому известной за пределами узкого круга знатоков творчества. Что касается даты написания… то здесь в релиз, очевидно, вкралась ошибка. Здесь говорится, что написана она в один день с «Цунами». Но при этом «Цунами», как известно также со слов Дианы, появилось в середине зимы 2000-2001 года (предположительно в январе). А «Курьерский» известен как минимум с октября 2000 года (первое из известных нам исполнений этой песни состоялось 08.10.00 в клубе «Африка»). Хорошо бы это как-то уточнить.
В дораспадный период «Курьерский» исполнялся нечасто. Известно, что его пели подряд сразу на нескольких концертах осени 2000 года, но потом он как-то надолго пропал из репертуара. То ли не вышло в то время перевести его в электричество, то ли еще какие причины… Зато он вновь появился на сольных акустиках Дианы последних нескольких лет: начиная с 2005 года «Курьерского» неизменно заказывают в любой программе «Концертов по заявкам». Были ли концертные электрические версии этой песни? Что-то не могу вспомнить; припоминается только в акустике (но могу ошибаться).
А вариант вошедший в этот альбом получился довольно интересный)) Музыка чем-то напоминает раннюю Земфиру, легкая, не грузящая аранжировка, демонстративный отход от забойного рока к веселой танцевальной электронике… Очень удачно, имхо, продемонстрировано разнообразие подходов к материалу прежних лет – именно тем, что обе эти старые песни поставлены рядом.

Грусть — написана в конце 2006 года; премьера состоялась на квартирнике в «Думе» 12 декабря 2006 года.
Адресат не известен… хотя если судить по времени написания, можно предположить, что это тот же человек, которому посвящено большинство стихов 2006-2007 годов. А песня сама по себе такая настроенческая… из тех, в которых вроде бы и нет ничего такого, приметного, а все-таки цепляют, и даже очень. И вот такая аранжировка в стиле ретро-блюза очень сюда подходит.
Сложно что-то еще сказать об этой композиции; она точно не хитовая и не фестивальная, но именно как фон, как настроение, она очень уместна.

Прекрасных дней — эта песня, как и «Южный полюс» стала предтечей альбома задолго до его выхода. Еще в августе 2008 года, к 15-летию группы, этот вариант песни появился на «Нашем радио»; в октябре на нее был снят клип; и на концертах она стала исполняться регулярно, в основном в качестве завершающей, прощальной композиции…
С датировкой композиции всё снова довольно сложно. Изначально предполагалось, что она была написана в конце 2005 года, поскольку премьера ее была 1 января 2006, на «похмельном» концерте в Б2 (и это, кстати, совпадает с информацией из релиза – о том что она и «Грусть» — хронологически недалеки друг от друга). Однако презентуя ее в «Чартовой Дюжине», Диана удивила слушателей информацией о том, что оказывается, написана она была аж в 1995! Так что – снова ставим прочерк на месте даты…
Эта песня – одна из немногих, чей студийно-электрический вариант мне нравится больше, чем концертно-акустический. И именно в ней больше, чем в любой другой из представленных композиций, я вижу перекличку с альбомом «Цунами». Очень она гармонично сочетается с такими песнями как «Звучи» и «Граница», просто как будто в один день записывались))) И если о первой песне этого альбома я сказала, что она «самая рокерская», то вот эта, наверное – «самая снайперская». Похожая на целый ряд лучших песен Дианы.

Fly — еще одна премьера, новая песня, написанная во время поездки в Южную Америку.
Это, конечно, эксперимент)) С шокирующим результатом)) Невероятно позитивная песня, от которой просто хочется улыбаться. И потому что текст веселый, и потому что крайне неожиданно слышать Диану в таком стиле. К сожалению, не знаю, что это за группа «Rage Against The Mashine», которая вдохновила Снайперов на такие стилистические упражнения, но мне это напоминает то ли Эминема, то ли «Кирпичи», то ли еще что-то подобное… в рэпе, честно говоря, не разбираюсь совершенно.
В целом могу сказать, что песня нравится, и переслушаю ее еще точно не раз, для поднятия настроения, но все же надеюсь, что это останется только экспериментом.

Кафка — завершающая композиция основной части альбома, и последняя из его премьер. Текст написан, как оказалось, еще в 1997 году; музыкальное же оформление к нему сложилось недавно.
Эта композиция – тоже эксперимент, но совсем иного типа… Это скорее продолжение традиции мелодекламаций, заложенной аудиокнигой «Дезертир сна». Первая половина – чтение под музыку; сначала прозаического отрывка, потом переходящего в стих. Вторая часть – песня, текст которой внезапно обрывается, и продолжается чистым инструменталом, с преобладанием партии клавишных… Необычно, завораживающе, и то как выстроенная композиция в целом, и те образы и метафоры, из которых построен текст… Кстати, глядя на эти стихи, я думаю, что здесь Диана не ошибается с датировкой: такое нанизывание метафор, игра со словами были характерны для нее именно тогда, в середине 90-х; в более поздних стихах и песнях у нее уже совсем иная стилистика.

И коротко о бонусах: Ножи — написана, вероятно, осенью 2008 года, публике была представлена в ходе ноябрьского тура. Довольно странная песня, о которой я вообще думала, что она никогда не будет издана)) Акустическое исполнение под собственный аккомпанемент Дианы на пианино. Резкая, эмоциональная, ироничная…
И Прекрасных дней — еще один вариант этой песни – дуэт с Михаилом Козыревым. Что тут сказать… Миша, конечно, не вокалист)) Но его англоязычная декламация получилась очень трогательной.

К сожалению, пока ничего не могу сказать о тех новых форматах, в которых выло решено выпустить часть тиража альбома: в виде флешки и в виде мини-плеера (эти девайсы еще не появились даже в интернет-магазине снайперской атрибутики, не говоря уже о магазинах). Но это уже мелочи))

Итог: альбом совершенно точно – получился. Как минимум 4 песни просто великолепны: «Питер-никотин», «Южный полюс», «Виноград», «Прекрасных дней». Экспериментальные вещи поразили. За возможность поностальгировать со старыми знакомыми песнями – отдельное спасибо.