«

»

Ноя 13 2009

Сурганова и Оркестр — Чужие как свои (2009)

Официальный релиз сообщает, что основу этого альбома составили песни разных авторов, которые Светлана Сурганова исполняла для различных проектов. И плюс к тому – в альбом вошло несколько ее собственных, изданных ранее композиций, получивших сегодня новое музыкальное воплощение. Так что рассматривать этот альбом следует, вероятно, скорее как сборник, чем как композиционно выстроенное произведение. 

Наверное, мое восприятие этого альбома слишком отличается от того, что было вложено в него группой. Дело в том, что я очень плохо знакома с советской эстрадой: в детстве я вообще почему-то не интересовалась музыкой, а когда подросла — тут уже наступило время появления на тв первых разрешенных рок-групп… Так что можно сказать, что многие перепеваемые современными исполнителями песни Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева и других представителей этого музыкального направления, для меня являются не каверами, а практически премьерами. И сравнить новое исполнение с прежним я возможности не имею.
К песням «Наутилуса» и «Браво», также присутствующим на альбоме, вышесказанное, естественно, не относится.
Итак, переходим к песням.

Апрельская. Одна из тех немногих (четырех) собственных песен Светланы, которые она решила включить в этот альбом. Была написана в апреле 1999 года; в снайперский период на концертах исполнялась крайне редко, зато начиная с 2003 года стала одним из главных хитов «Сургановой и Оркестра». Песня не только появлялась чуть ли не на каждом концерте группы, но еще и была издана на трех альбомах: «Неужели не я» (куда вошла дважды: как просто «Апрельская» и как «Апрельская-посевная»), «Живой» и «КругоСветка».
Новая аранжировка «Апрельской» меня просто поразила. Когда я первый раз поставила слушать альбом, этот трек был без названия… я все вступление вообще не могла угадать, что это за песня)) Подумала, что Света решила исполнить что-то из репертуара группы «Кино» — действительно очень похоже. В общем, очень понравилось; русский рок 80-х — это полностью «моё». Разве что музыку в куплетах стоило бы слегка утяжелить, наравне с проигрышами… но думаю, что на концертных выступлениях так оно и происходит.
Ассоциация такая возникла: если раньше, в прежних аранжировках этой песни строчка «магниты ног в педаль – и вдаль» вызывала в сознании образ велосипеда, то теперь это – явно немаленький такой мотоцикл. Большой плюс песне за драйв, и за общий настрой, создаваемый благодаря постановке ее в начало альбома.

Далеко. Написана в начале 2007 года целым коллективом авторов. Впервые исполнена на концерте 8 марта 2007 года, а в конце 2007-го уже была издана в альбоме «Соль». Довольно неожиданно было – увидеть на новом альбоме песню, которая была издана совсем недавно…. Но впрочем – тем удобнее сравнить.
В «солевой» аранжировке песню очень украшала скрипичная партия и интересное, минималистичное такое, вступление. В нынешнем варианте скрипки не было, и приоритет был отдан, как мне показалось, классическому рок-звучанию. В итоге песня, наверное, утратила некую чисто «сургановскую» изюминку, однако сам по себе результат вышел очень даже симпатичный. Особенно мне понравились те мощные запилы, что звучат на рубеже 3 и 4-й минут песни. Если бы у меня был будильник, на который можно устанавливать вместо звонка мелодию, я бы, наверное, выбрала именно это: переход от тихого клавишного фрагмента – к этому фантастическому рёву)).

Полет на дельтаплане (авторы – Э. Артемьев и Н. Зиновьев). Эта песня была написана в начале 80-х годов и получила известность в исполнении звезды советской эстрады В. Леонтьева (впервые издана на виниловой пластинке «Муза» в 1982 г.). Впрочем, я ее первый раз услышала, кажется, в телешоу «Старые песни о главном» в исполнении Н. Носкова, уже в середине 90-х (впрочем, как она тогда звучала, я не помню).
В репертуаре Светланы Сургановой эта песня появилась благодаря передаче «5 песен на Пятом» петербургского телевидения (съемки состоялись 29 января 2007 г.). По условиям этой передачи, Света должна была исполнить несколько чужих песен… и «Дельтаплан» стал одной из них. Потом, 3 февраля в МАИ, она исполнила «Дельтаплан» уже на собственном концерте, и с тех пор эта композиция не раз звучала в ее исполнении.
Аранжировка песни, насколько я могу судить, была сделана как раз в подражание стилю поп-музыки первой половины 80-х. Синтезатор, электроника; и в целом звуки, похожие на сануд-треки к советским научно-фантастическим фильмам)) Наверное, это должно здорово зацепить всех тех, кто испытывает ностальгию по тем временам.

Этот мир (авторы — А. Зацепин и Л. Дербенев). Песня из репертуара А.Б. Пугачевой, написанная для кинофильма «Женщина, которая поет» (1978).
Впервые информация о публичном исполнении Светланой этой песни появилась в 2003 году: по скудной и непроверенной информации, в клубе Б2 в октябре 2003 г., на концерте посвященном дню рождению Е. Погребижской, Света экспромтом спела эту песню дуэтом с Еленой. Запись, к сожалению, не сохранилась. «Официальное» же появление этой песни в Светином репертуаре состоялось только весной 2009 года: несколько раз она была исполнена в рамках предшествующей данному альбому концертной программы «Чужие как свои».
Для альбома эта песня, как и предыдущая, записана в жанре характерного для 80-х «диско». Впрочем, как мне показалось, музыка здесь подана вообще очень скромно, основной акцент сделан на вокал и на текст… Текст, надо отметить, с весьма философическим уклоном, что за веселой мелодией не сразу и замечаешь. Причем философия эта, как кажется, вполне соответствует тем идеям, что высказывает в своих интервью и сама Светлана, так что, наверное, этот акцент на восприятие текст и некоторое пренебрежение к музыкальному оформлению, сделан совсем не случайно.

Корабли (автор – Р. Луценко). Еще одна многократно переизданная песня из репертуара Светланы. В ее исполнении песня известна как минимум с 1994 года; известны также случаи ее исполнения Дианой Арбениной.
В снайперский период «Корабли» были изданы в качестве бонуса к переизданию альбома «Капля дегтя в бочке меда». В 2004 году у «Сургановой и Оркестра» вышел синлг «Корабли», куда вошла сама эта песня, а также ремикс и клип на нее. В 2005 году основной вариант этой песни с сингла вошел в альбом «Возлюбленная Шопена», а в 2007 – концертный вариант в альбом «КругоСветка».
На этом альбоме песню открыли произнесенные совершенно «раммштайновским» голосом слова «One – two – three – four», и я уже приготовилась услышать некий готично-металлический вариант композиции, однако особого утяжеления «Кораблей» не произошло, и новый вариант мне показался мало чем отличающимся от существовавших прежде… разве что он был несколько ускорен по темпу. Думаю, было бы здорово, если бы был создан действительно готичный вариант этой песни – это должно быть интересно.

К Элоизе. Песня В. Бутусова из репертуара группы «Наутилус Помпилиус» (альбом «Титаник», 1994 г.). «Сурганова и Оркестр» впервые исполнили эту песню для трибьюта Наутилуса – «Нау-Бум», который состоялся в декабре 2008 года. Выбор Светланой этой песни был вполне знаковым – учитывая то, как пересекаются с «Элизой» снайперские «Розы»)) После записи этой песни для юбилея «Наутилуса», Светлана неоднократно пела ее и на своих сольных концертах 2008-2009 годов.
Звучание песни на альбоме – отличное; и меня очень радует то, как органично вписалась эта композиция в Светин репертуар. Потому что считаю, что в песнях, говорящих о смерти с таким вот, цинично-насмешливым задором, она открывается нам гораздо полнее, с более интересной и неожиданной стороны, чем в печально-лирических композициях, которых привычно от нее ожидают традиционно настроенные слушатели. Порадовало и то, что аранжировка была ориентирована в большей степени на обычные живые инструменты, а не на электронный синтезатор.

Так начинался день (автор – С. Сурганова). Песня, известная нам еще по акустической «Капле-Бочке» и неофициальной «Второй пуле», а позднее изданная на упоминавшихся уже альбомах «Возлюбленная Шопена» и «КругоСветка». Написана была в конце 1994 или начале 1995 года, и в снайперский период была одной из наиболее часто исполнявшихся Светиных песен; даже вошла в число избранных для официально изданного сборника «30 песен Ночных Снайперов» (книжка с нотами для пианино).
В новом варианте этой песне, которую мы привыкли видеть грустной и немного загадочной, был придан более бодрый, танцевальный ритм. Впрочем, Света уже не один год говорит о том, что хотела бы записать альбом легкой, веселой, танцевальной музыки; возможно, эта композиция – один из шагов в этом направлении.

Чудесная страна (авторы — Е. Хавтан и И. Понизовский). Один из популярнейших хитов Жанны Агузаровой; относится к концу 80-х годов. Особое, почти культовое значение получила эта песня благодаря ее включению в фильм «Асса» (1987). Издана на мини-альбоме группы «Браво» — «Песни 88 года».
Светлана Сурганова записала эту песню еще в 2004 году, для участия в юбилейном трибьюте группы «Браво» — «Звездный каталог». Первое публичное исполнение ею этой песни произошло на «Нашествии» в августе 2004 года, а в ноябре был выпущен и этот сборник каверов, и состоялся праздничный концерт к 20-летнему юбилею группы.
Все вышеперечисленные варианты исполнения этой песни объединяло то, что они представляли собой сочетание Светиного вокала и игру музыкантов из «Браво». Здесь же – кажется, впервые, мы услышали ее в собственной аранжировке «Сургановой и Оркестра». Тут группа решила ненадолго вернуться к тем экзотическим, латиноамериканским ритмам, которые в свое время привнес в творчество Светы ее «аккомпанирующий состав». Светлана в этой песне слегка «хулиганит голосом», то произнося слова чуть не по слогам, то с неким прононсом. Получилось весело, зажигательно, оригинально. Пожалуй, даже оригинальнее, чем у самого «Браво».

Ленинград. Еще одна песня из репертуара А.Б. Пугачевой; она написала ее на стихи классика русской литературы О. Мандельштама в 1977 году.
Светлана Сурганова впервые исполнила ее в мае 2006 года; точнее, не исполнила, а подпела записи этой песни, выполняя роль звездного диджея в рамках акции «Россыпь звезд» в клубе «ПодМосковье». Более «официальное», уже по-настоящему концертное исполнение можно было услышать в 2007 году (кажется, премьера состоялась 19 июля в «Мюзик-Холле), а в 2008 году песня – в том же варианте, в каком исполнялась и на концертах – вошла в альбом «Проверено временем».
Не могу, какая из аранжировок мне понравилась больше: «Проверенная» или «Чужая»… В прежнем варианте мне очень нравился этот вот «брынннь!», с которого песня и начинается, и дальше, на всем ее протяжении идет… Новый же вариант получился – в стиле классической такой рок-баллады, которую можно услышать от кого угодно, начиная с того же «Наутилуса» — и до Паши Кашина (а этот жанр, несмотря на его типичность, я как раз очень люблю).

Золотое пятно (авторы — В. Бутусов и И. Кормильцев). Еще одна композиция, записанная «Сургановой и Оркестром» для трибьюта «Нау-Бум» в 2008 году. Эта песня была написана примерно в 1987 году; издана на альбоме «Крылья» (1995), и в число особо популярных хитов «Наутилуса» не входила.
В этой композиции, наверное, наиболее ярко прозвучал мужской бэк-вокал в исполнении Тхая и Шмырова; и вполне уместно, надо сказать, прозвучал; корректно, не заглушая Светин голос. В целом песня получилась традиционно-рокерская, и во многом совпадающая с тем, как песня исполнялась в оригинале – только значительно быстрее и ритмичнее. На мой вкус тут многовато электроники, но в целом песня получилась отлично.

Все пройдет (авторы — М. Дунаевский и Л. Дербенев). Песня написана в начале 80-х годов; исполнялась разными певцами, но наибольшую известность приобрела в исполнении М. Боярского; издана на его альбоме «Городские цветы» (1983).
Света впервые исполнила эту песню для новогоднего шоу канала НТВ в декабре 2004 года, где она пела вместе с Д. Харатьяном и Д. Певцовым. Об исполнении песни на сольных концертах Светы мне ничего не известно.
В альбомной версии песни вновь присутствует некоторый латиноамериканский колорит, и кажется, впервые за весь альбом мы слышим здесь трубу Тебенькова. В целом эта песня показалась мне более всего похожей на раннее (2003-2004 гг.) звучание группы, как будто бы специально для того, чтобы продемонстрировать, что и нынешний состав коллектива не уступает в своем звучании первоначальному составу )) Аранжировка мне в целом понравилась, Светин вокал – тоже, хотя сама песня – как в том, новогоднем исполнении, так и здесь – как-то совершенно не зацепила; то есть, самим своим содержанием.

Утомленное солнце (авторы — Е. Петербургский и И. Альвек). Завершает основную часть альбома по-настоящему старинная песня, написанная в 1937 году и известная слушателям в исполнении таких певцов как Л. Утесов, К. Шульженко, И. Кобзон и многих других.
Светлана Сурганова спела «Утомленное солнце» в 2005 году для сборного концерта «Рождение победы» (НТВ), приуроченного к 9 мая. В том варианте ведущая партия была отдана аккордеону, и песня в результате получилась почти акустической. Здесь же аранжировка оказалась построенной, как я поняла, в основном на синтезированных звуках… однако, как ни странно, при их помощи удалось создать некоторую ретро-атмосферу; я даже не поняла, какому инструменту при этом подражала электроника))
Само вокальное исполнение было здесь очень оригинальным; мужской бэк-вокал (чей, кстати?) здесь прозвучал уже не бэк-вокалом, а практически равноправным вторым голосом, произнося строчки с «опозданием» на несколько слогов (не знаю, как называется этот музыкальный прием). По-моему, впервые за все годы существования коллектива кому-то из музыкантов «Оркестра» была предоставлена такая значимая вокальная партия в официально изданной композиции)) В общем, я думаю, что любителям ретро эта композиция должна очень понравиться. Стилизация удалась.

И коротко о бонусах. Ими оказались ремиксы на песни «Так начинался день» и «Мураками». Впрочем, я не совсем поняла, почему эти композиции были названы «ремиксами» — скорее это просто электронные варианты аранжировки песен, полностью сохранившие и весь текст, и структуру песен. Причем в случае с «Мураками» — даже и не очень электронное звучание, а достаточно такое тяжелое.

Больше всего мне на этом альбоме понравились песни «Апрельская» в новой утяжеленной аранжировке, обе наутилусовские и «Далеко». Теперь жду возможности приобрести альбом официально (что раньше нового года – вряд ли удастся).

Никитин-рекордс, 2009