«

»

Окт 13 2011

Сурганова и Оркестр — Увидимся скоро (2011)

Коллектив «Сурганова и Оркестр» выпустил альбом «Увидимся скоро» после двухлетнего перерыва (Предыдущий диск под названием «Чужие как свои» появился в ноябре 2009 г.). За это время состав коллектива успел почти полностью смениться: из прежних участников остались только сама Светлана Сурганова и Михаил Тебеньков. Альбом записывался летом-осенью 2011 года, по большей части в профессиональной студии в Гамбурге, и некоторая доводка проходила в собственной петербургской студии Светланы.

Сразу хотелось бы отметить, что порадовал формат релиза нового альбома: за неделю до даты начала официальных продаж альбома, он был в полном объеме выложен на сайте «Нашего радио». Для меня лично, как человека живущего далеко, и не имеющего возможности купить альбом иначе как приехав в Москву-Петербург (а это значит — только на новый год, а то и вообще будущим летом), это стало замечательным подарком. И плюс к тому — значительная часть песен альбома прозвучала в день релиза еще и в эфире станции: то есть, доступ к ним получили даже те, у кого вообще нет интернета)) Радует такая забота о слушателе!

Итак, в альбом вошло 12 композиций. 1 — инструментальная, 2 — собственные Светины песни, 4 — написанные ею на чужие стихи, 5 – песни, полностью написанные другими авторами. Две песни альбома (Дождь и Забирай) были до этого изданы на других официальных альбомах.

Интро. Автор музыки мне пока неизвестен — видимо, это коллективное творчество Светы и ребят из Оркестра. Поскольку мне пока не приходилось бывать на концертах обновленного коллектива, я не знаю, использовалась ли группой эта композиция в качестве открывающей во время живых выступлений… очень бодрое, заводное вступление, думается. что там бы оно было в самый раз. Ну а в целом, написать что-либо о чисто инструментальной композиции — сложно, как и придать ей какое-либо понимание. Но стиль его звучания — в русле как раз того обещанного «утяжеления звука», о котором Света говорила еще задолго до релиза. Вполне соответствует.

Увидимся скоро. Песня Петра Малаховского на стихи Ксении Хохловой. Первым знакомством с этой песней стала запись, выложенная на сайте группы Малаховского — «Ульме», где-то осенью 2004 года. Она была записана дуэтом Петра и Светланы примерно в 2003 году, и по словам самой Светы, в тот раз она ее единственный раз услышала, и единственный же раз спела. Исполнить ее сольно, на своих концертах, она долгое время отказывалась, если вдруг поступали такие просьбы из зала.
Но в 2011 году песня вошла в постоянный концертный репертуар «Сургановой и Оркестра»: сначала она прозвучала в январе, на концерте в честь дня рождения Малаховского, а потом — стала появляться почти на каждом электрическом выступлении группы.
Песня очень трогательная, проникновенная, можно сказать, что она задает настрой всему альбому. И видимо, не случайно, не только из-за яркого названия стала в альбоме заглавной. Ведь если воспринимать творчество Светы в целом (не только официально изданные альбомы, но и вообще) как часть непрерывного диалога – а именно так я это и воспринимаю – то именно через эту песню становится очевидным и основной, так сказать «месседж» ее нынешней коммуникации.

Хвала. Стихи Татьяны Хмельник, музыка Светланы Сургановой. Песня была написана в начале 1990-х годов, в период участия Светы в группе «Нечто иное». В исполнении этого коллектива она и стала когда-то известна интернет-общественности: в составе попавшего в сеть в 2005 году альбома под условным наименованием «Шагая по тротуарам».
Долгое время эта песня Светой публично не исполнялась и даже не упоминалась. Но как и многие песни того периода, «Хвала» стала исполняться на концертах СИО с начала 2010 года (кажется, премьерным было исполнение на концерте в московском Театре эстрады 1 марта 2010 г.).

Ритм скорее эстрадно-танцевальный, но интересным контрастом выступает более тяжелая перебивка где-то в начале третьей минуты)))

SanctumSanctorum. Автор песни — Петр Малаховский, который посвятил ее Светлане. Написана в начале 90-х годов, впервые получила известность в виде записи группы «Нечто иное» 1992 года, сделанной на студии «МузФонда». В начальном варианте ведущий вокал принадлежал самому Малаховскому, а Света присутствовала в роли бэк-вокала.
Довольно неожиданное решение — исполнять песню, которая о тебе же и написана, но как сказала Света в своих комментариях к альбому на НР, ее этот факт совсем не смущает, поскольку она видит в этой песне скорее не обращение к ней самой, а что-то общее, характерное для всех влюбленных. И если вслушаться в текст – действительно, вполне можно воспринять песню как собственное обращение Светы к некому объекту… никаких противоречий между исполнителем и лирических героем песни не возникает.
В репертуаре «Сургановой и Оркестра» песня присутствует с 2010 года; как и предыдущая, впервые была исполнена 1 марта в Театре эстрады.

Португальская. Из всех песен этого альбома, «Португальская» имеет самую сложную историю. Долгое время она существовала в необычном формате, исполняясь на «псевдопортугальском эсперанто», как называла это сама Света, — а точнее на некоторой смеси из слов разных языков, воспроизвести которую не удавалось, пожалуй, никому.
Музыка, ставшая основой для этой песни, была написана во время первого визита Светланы в Португалию в конце 2005 года, и вобрала в себя определенный звуковой колорит этой страны, а слова были написаны под впечатлением от португальской речи, воспроизводя интонации и акценты португальского языка.
Первый раз в таком формате «Португальская» появилась на концерте 25 января 2006 года, и с того времени несколько раз, хотя и нечасто, исполнялась на концертах, в течение почти 4 лет. Пока, в 2009 году, не появился русский текст композиции: автором значительной части слов стала известная рок-певица Настя Полева, а первое исполнение нового варианта песни состоялось 12 декабря 2009 года в клубе «Икра».
По мнению самой Светы, только этот вариант текста позволил сохранить необычную мелодику и колорит песни. И думаю, она права: несмотря на то что после появления нового варианта многие слушатели были разочарованы «Португальской», мне кажется, что новый текст лег на музыку очень гармонично, и какого-то огрубления композиции из-за наличия смысла не произошло.

Милое мое высочество. Одна из немногих Голубевских песен в Светином репертуаре. Сама Светлана Голубева нередко исполняла эту песню на своих выступлениях – в том числе и тех, которые она давала совместно со Снайперами. Дата написания композиции неизвестна; самая ранняя из сохранившихся ее записей относится к 1999 году.
Интересный факт – небольшой отрывок этой песни можно было услышать и в исполнении Дианы Арбениной: в ходе ее опен-эйр концерта 9 июля 2006 года в саду у Театра на Фонтанке, во время проигрыша к песне «Катастрофически» неожиданно было спето несколько строк из «Высочества».
В репертуаре «Сургановой и Оркестра» песня «Милое мое высочество» впервые появилась 21 сентября 2006 года, когда коллектив презентовал новую концертную программу «ПроСвет» в ДК Ленсовета. Несколько раз песня также исполнялась в ходе осеннего тура группы. А потом, как и другие Голубевские песни перестала исполняться из-за проблем с авторскими правами.
Появление этой песни в официальном альбоме группы дает основания надеяться, что каким-то образом Светлане удастся получить разрешение на исполнение и других Голубевских песен.

Голубые города. Автор слов – Л. Куклин, музыки – А. Петров. Песня известна в исполнении советского певца Эдуарда Хиля.
То что Света возьмет эту песню в свой репертуар – стало абсолютной неожиданностью. Изначально предполагалось, что эта композиция, вместе с двумя другими («Нам бы всем на дно» и «Моей душе покоя нет») будет подготовлена коллективом только для участия в вечере памяти композитора Андрея Петрова (27 мая 2011), и подобно другим «случайным» песням, будет благополучно забыта. Но как ни странно, еще за несколько дней до выступления на концерте памяти А. Петрова, эта песня прозвучала на выступлении коллектива в Донецке (18 мая), Ростове (19 мая) и в других городах весеннего тура.
Довольно трудно как-то связать эту песню с другими композициями, исполняемыми Светой… как сейчас, так и прежде, как с чужими, так и со своими. Ни по настроению, ни по формату текста не увязывается. Сама Света отмечала, что песня зацепила ее «наивностью и позитивом». Но вслушавшись внимательно в текст песни, я обнаружила там один момент, который насколько напомнил мне строки одного стихотворения, что у меня возникла почти абсолютная уверенность, что именно эта аналогия и могла стать основой такого внимания к этой, в принципе не слишком цепляющей песне. Сравним:
1) Есть у нас один секрет
На двоих нам сорок лет,
Как говорят – все впереди.
(Голубые города)
2) Вот так бы мы жили с тобой. Имея в запасе
сорок семь лет, оставшихся в общем кармане.
(Выдохнув воду. Диана Арбенина. 1995 год)
По-моему, параллель совершенно явная. Так что, видимо, и эта песня в альбоме – не случайна…

Не покидай. Первый собственно-Светина песня этого альбома. Благодаря комментарию, данному на «Нашем Радио» (песня родилась в Лондоне), удалось с достаточно большой точностью определить дату ее написания: 26-27 сентября 2008 года +/- день. Исполнялась ли она там, в Лондоне, публично – информации об этом нет. Известность песня получила в ходе октябрьского тура 2008 года; премьера – 22 октября, Новосибирск. С тех пор регулярно появлялась на концертах группы.
Адресат это Светиной песни, как и большинства других ее композиций (как собственных, так и «присвоенных»), вполне очевиден – особенно если учитывать свойственную ей символику неба, земли и прочего… Потому и в альбом она вписалась тоже совершенно гармонично.

Дождь. Музыка Светланы Сургановой, песня написана натворчески сокращенный текст стихотворения испанского классика Ф.Г. Лорки.
Одна из немногих Светиных песен, известных публике в вариантах исполнения во всех трех ее группах: «Нечто иное», «Ночные Снайперы» и «Сурганова и Оркестр». Наиболее ранняя версия исполнения относится к 1992 году и входит в неофициальный сборник «Шагая по тротуарам». Позднее песня официально издавалась в альбомах «Детский лепет» и «КругоСветка», таким образом, в «Увидимся скоро» Светлана представила третью официальную версию песни.
И очень удачную, надо сказать, версию! Если в «КругоСветке» как-то ничего примечательного я в этой композиции не обнаружила, и это не шло ни в какое сравнение с дуэтным вариантом, то здесь… ну просто то что надо. Вот именно этого я ожидала, когда прочитала недавние слова Светы о движении к тяжелой музыке. И это не только, на мой вкус, лучшая вещь этого альбома, но еще и потенциальный хит: думаю, именно ее группе следовало бы предложить в «Чартову Дюжину». Впрочем, посмотрим.
Да, и использование, как показалось, настоящих природных звуков грозы во вступлении – очень хорошо украшает композицию: даже как-то показалось, что гром гремит в той же тональности, что и песня поется)) Сама Света сказала, что в аранжировке следует увидеть ее респект Бутусову и группе «Наутилус»… да, возможно. Хотя какого-то отчетливого подражания я не заметила.

Забирай. Автор песни – Юлий Абрамов, дата написания неизвестна. В репертуаре «Сургановой и Оркестра» — прозвучала на нижегородском концерте, 11 апреля 2008 г. А в конце этого же года была издана в альбоме «Проверено временем».
В предыдущей версии аранжировка была наполнена в основном электронным звучанием. Здесь же очевидно было стремление придать песне опять же классическое роковое звучание. И это заметно упростило (во всяком случае для меня лично) восприятие этой песни: обычно мне было как-то трудно ее воспринимать, из-за очень нетипичного ритма, тогда как роковое звучание, можно сказать, как-то подсобрало ее, структурировало. Строки стали отчетливее, и даже слова как-то выразительнее. А вступление немного напоминает Снайперские «Грязные танцы»)))

Не обещала много дней. Текст – лидера группы EXNN Галины Богачевой, написан на предложенную ей мелодию Светланы Сургановой. С этой молдавской группой Светлана тесно общалась некоторое время в 2007-2008 годах, после знакомства на фестивале в Кишиневе. Премьера песни состоялась 11 апреля 2008 года в Н. Новгороде.
Слова этой песни как-то никогда особенно меня не цепляла… песню я считала проходной, не слишком заметной. Но новая аранжировка ее очень украсила – здесь она напоминает что-то очень знакомое, какого-то западного исполнителя – не могу вспомнить кого. В общем, новый состав проявил себя вполне достойно.

Душа. Завершает альбом вторая из вошедших сюда собственных песен Светланы, относящаяся к самому раннему периоду ее творчества – «Душа». Написана в сентябре 1987 года – то есть, в период обучения Светы в медучилище, и вероятно, исполнялась ею в составе девичьей команды «Лига» (записей, к сожалению, не сохранилось). Ранние варианты исполнения песни известны по домашнему альбомы Светы «Дохлый Сурик» и сборнику «Нечто иного» — «Фонари» (оба – 1992 год). Впоследствии песня оказалась на долгие годы забытой: возможно я ошибаюсь, но не могу припомнить ее исполнения Светой ни в Снайперские, ни в сольные годы творчества.
Сообщение о том, что заключительной, «сюрпризной» песней альбома станет именно «Душа», появилось всего за несколько дней до релиза, в интервью Светы станции «Серебряный дождь». Это действительно стало сюрпризом: что из самых дальних закромов извлечена настолько нераскрученная композиция… И ее я на самом деле ожидала, наверное, с наибольшим нетерпением – потому что было совершенно очевидно: в том виде, в каком песня существовала на тех, старых записях, она совершенно точно воспроизведена не будет… но невозможно было и представить, насколько значительными будут изменения. Это не просто измененная аранжировка, новый ритм… по-моему, тут почти ничего не осталось и от прежней мелодии… И песня реально зазвучала! Раньше она была чем-то таким… скорее кспшным. Милым и трогательным, но малозаметным. Новая аранжировка поразила. В моем личном рейтинге – это вторая (после «Дождя») реально хитовая песня альбома.

В целом альбом, после нескольких раз прослушивания, представляется очень концептуальным. Если с первого раза мне показалось, что песни не имеют никакой связи между собой, и это скорее «отчет» за некий период, разбавленный парой раритетов – то вслушавшись я понимаю, что все песни альбома подчинены одному настроению, одному душевному состоянию, и призваны передать состояние одиночества, разлуки с объектом чувств… к которому и обращены, с призывом вернуться, все песни, как чужие, так и свои.

Никитин-рекордс, 2011