«

»

Мар 07 2014

Ночные Снайперы в Арене (2014)

arena

Москва, клуб «Арена», 7 марта 2014 года.

Ночные Снайперы с программой Unplugged.

Новая акустика в новом составе.

 

Большие столичные концерты в начале марта давно стали традицией для Снайперов. Редкий год обходится без них. Но приехать на такой концерт я решила впервые… даже не знаю, почему вдруг решила? То ли альбом «Акустика» так повлиял, что захотелось уже этой акустики вживую, то ли впечатлили сообщения, что это «первый концерт новой жизни»… так или иначе, любопытство победило экономность, и вот я снова в Москве.

К клубу «Арена» я подошла где-то около половины пятого. Оказалась первой в очереди на вход. В это время внутри уже вовсю шел саунд-чек, и благодаря тому, что клуб от улицы отделяла всего лишь тонкая металлическая дверь, слышно все было просто прекрасно. И первое, что я услышала, был такой дружный ударно-гитарный саунд. «Ого, — думаю, — похоже, акустика будет не такой уж и акустической?» (поскольку на мой глубоко непрофессиональный взгляд, акустика – это когда типа как на квартирнике, Диана и ее гитара – а когда есть кто-то еще, это уже называется как-то иначе :))) Но ок, посмотреть на новый состав коллектива мне как раз очень даже хотелось (на январском их дебюте я не была), так что это даже порадовало.

Стою дальше, слышу – клавишные! «Гм, на Титкова не похоже играет – кто это?» Потом слышу… труба! Ой. Соло на саксофоне! Вдвойне ой. Кто это там?? Ну а тут уже и народ постепенно собирается, все тоже непонимающе переглядываются. Но когда заиграла еще и скрипка! Или точнее, то что мы, не видя, приняли за скрипку… публика заметно занервничала)))

Да тут еще и внезапно такие песни зазвучали! Ну или по крайней мере, кусочки из них… Бубу, Прощальная, На границе! Этого же на концертах лет 10, наверное, не было! Если не больше… Ох, Диана, умеет же удивить…

Но вот, наконец, нас запускают. Рвусь вперед, облегченно вздыхаю, заняв место в первом ряду. Прямо по центру: место, не очень удобное для фотосъемки (микрофон загораживает лицо), но зато максимально близко к Диане. И в принципе, как оказалось, напрасно я опасалась, что стоячий партер окажется слишком маленьким, после того как в клубе установили дополнительные ряды сидений. Нет, пространства осталось достаточно много, и хотя в первые 4-5 рядов практически сразу люди набиваются максимально плотно, следующие ряды оказываются вполне разреженными, и даже тем, кто пришел значительно позднее, перед самым началом концерта, удается подойти достаточно близко. Вот к сожалению, забыла посмотреть, оказались ли заняты места в сидячем партере: надеюсь, кто-нибудь еще отпишется о концерте – расскажут.

Начало концерта было намечено на 9 часов. Началось… где-то минут в 15-20. Диана сначала вышла только с одним сопровождающим музыкантом – тем самым новым гитаристом Денисом Ждановым. Села на табуреточку… потом, на протяжении концерта она пару раз скажет, что не привыкла петь сидя, будет на этот табурет скептически коситься, и в конце концов – просто грохнет его об пол))) Но пока все начинается очень сдержанно и несколько напряженно. Заметно волнение – Диана начинает петь, даже не глядя в зал… и первой песней становится уже знакомый нам «Клуб 27». И поначалу песня под две гитары звучит, в общем-то, совершенно так же, как и мы ее слышали раньше – под одну… однако сюрпризы этого концерта начались уже с нее! В финальном проигрыше внезапно вступает соло на трубе, а  к завершению композиции приходит уже вся группа… точнее, основной ее состав: ударник и басист (но это далеко не все участники сегодняшнего выступления!).

Выглядит Диана на этом концерте… ну, казалось бы – все замечательно. Рубашечка черная, штанишки какие-то синие, болтаются на ней, опять похудевшей, как на вешалке… но – эх, если бы не эти 5 кг штукатурки на лице! ((( Вообще б идеально.

«Салют!» — говорит нам Диана, и практически тут же, без паузы начинается следующая песня… «Париж». Первая в этом концерте из тех родных и знакомых каждому снайперисту акустических песен, возрожденных этим составом группы для новой жизни… Звучание – и «Парижа», и большинства последующих композиций – какое-то совершенно неузнаваемое; в какой-то момент мне начинает казаться, что у новых аранжировок есть некоторое сходство с теми, древними… 98 год, первый электрический состав, Иванов-Дегтярев… кажется, что проскакивает нечто неуловимое – оттуда… но все же нет, сходство минимально, и мы, похоже, становимся свидетелями рождения совершенно нового Снайперского звучания.

Как же здорово, что я таки решила выбраться на этот концерт! Вот бы не простила себе, если бы пропустила…

А тем временем трубач вписывается и в «Париж», уже не с сольной партией, а как-то так, гармонично вплетаясь… и в этот момент я удивляюсь замечательной сыгранности коллектива. Ведь помнится, попытка ввести духовую секцию в Снайперские песни уже была – 2003 год, МХАТ, Тригонометрия… тогда саксофон (это ведь был саксофон?) воспринимался всеми исключительно как помеха, и все мечтали, чтобы он поскорее заткнулся и дал послушать Снайперов. Теперь же труба, а спустя несколько песен – и саксофон тоже – звучат как вполне продуманное и достаточно изящное дополнение, не забивая, а даже подчеркивая мелодизм Дианиных произведений…

Думаю, что даже те, кто только посмотрел на плей-лист этого концерта, уже заценили, насколько удивительным оказался репертуар в этот день, по-настоящему культовых песен было исполнено… В том числе и таких, которые последний раз исполнялись… где-то еще в дораспадный период, а позднее, без Сургановской скрипки – или не появлялись вовсе, или изредка появлялись на мероприятиях типа квартирников, в строго акустическом варианте, без попыток сделать им новую аранжировку…

И вот теперь, видимо, время пришло. Для придания им нового дыхания — уже без оглядки на то, что раньше они были дуэтными. Ну кстати, по-моему, практически во всех песнях, где присутствовала виолончель, заменяя скрипку — у меня осталось впечатление, что Сургановские партии были просто один в один сняты. То есть, и мелодии те же, и в тех же местах в песню вставлены. Надо будет сравнить, конечно, но на первый взгляд впечатление было именно таким. Во всяком случае, «Граница» получилась прекрасно.

Отдельный блок концерта, из двух песен, был посвящен ушедшей недавно Вере Дорн, саксофонистке альбома «Капля/Бочка». Ее партии были сняты тоже один в один, но новый саксофонист этим, конечно, не ограничился и привнес массу собственных импровизаций))) Это если не считать того, что он привнес в сценическое исполнение каждой из композиций, в которых он принял участие! А именно — каждый раз, как наступало время его партии, этот новый человек в снайперском коллективе принимался так отплясывать по сцене, что уже и о музыке едва ли не забывалось, так все следили за его передвижениями))) Ну действительно, чувак покорил всех!

Свой вариант «первобытных танцев» продемонстрировала нам и сама Диана. Это случилось на песне «Бу-бу», когда она, кивком подозвав техника, чтобы подержал гитару, вдруг тоже сплясала нечто такое… зажигательное)) в своем волчьем стиле)))

«Солнце»… его мы привыкли слышать едва ли не на каждом концерте, но в этот раз его удалось обыграть совершенно необыкновенным образом. Традиционную «хлопушку» публики, сопровождающую эту песню, Диана решила сделать как никогда долгой. В финале песни она вышла к нам ближе, на самый край сцены, и показала нам, чтобы мы продолжали хлопать, хлопать… все музыканты затихли, только ударник чуть заметно поддерживал ритм, да еще и освещение на сцене в этот момент приспустили чуть не до полной темноты, а мы все продолжаем хлопушку… «Шаманизм какой-то напоминает, мы что, духов вызываем?» — я в этот момент подумала – и не ошиблась! Вызвали демона. «Демонов». Песню. Вот это ж надо было придумать – так их увязать между собой! Офигенная просто идея!

«Рулетка»… Мою самую любимую песню в этот раз они решили в минималистическом ключе. Аккомпанемента, можно сказать, почти не было. Да и песня превратилась скорее в монолог – Диана вышла к нам на самый край сцены, присела на монитор и как будто рассказывает эту историю, негромко, неритмично – и так трогательно… и с таким постепенным нарастанием – вплоть до крика в последнем куплете, с переходом на жесткий, маршевый ритм. Просто дух захватывает от этой песни всегда… а когда ее еще и вот так по-новому представляют – тем более.

В общем, о каждой песне этого концерта не расскажешь)) Все было таким разным, таким свежим, многие песни заставляли  в буквальном смысле охнуть от неожиданности… И что удивительно, ни одна из обновленных композиций не вызвала у меня раздражения и неприятия, как иногда бывало раньше, типа «ну что они с ней сделали!» — нет, все получилось абсолютно гармонично. Виолончель заменила скрипку как-то очень тактично и ненавязчиво… это было как будто то, чего я ждала! Ну то есть, вот как часто у меня бывало, слушаю какую-то из дораспадных песен, перепетую позднее, и представляю себе в нужных местах скрипку – и так ее там не хватает!  — просто зияющая пустота. А тут ее будто прикрыли чем-то таким… приятным и обезболивающим…

Казалось, что такой необыкновенный концерт никого не сможет оставить равнодушным… жаль, конечно, что это оказалось не так, но тут уж я вообще, как бы ни старалась, не могу понять, что в этом могло не понравиться, и как можно было не оценить…

А в конце — «Столица», с сотнями самолетиков, с представлением всех музыкантов… А после этого они ушли со сцены… Как?? Почему? Всего полтора часа? Они пролетели просто как… не знаю, как будто все только началось!

Уфф, нет… вернулись почти сразу. Второе отделение)) Где-то на полчаса оно вышло, ну может чуть меньше. Здесь оказалось больше именно новых песен. Хотя сначала и были «Травы», но потом – Фиеста, Горыгоры, Адреналин… самые актуальные, в общем)) А в первом отделении из новых были – только «Демоны» и «Клуб 27». Забавный момент… у песни «Да. Так начинается жизнь» вступление сделали — просто один в один с песней «Как на войне» Агаты Кристи. Серьезно — я была просто уверена, что Диана сейчас ее и споет, кристиевскую.

Я раскрашивал небо»… очередная попытка  спеть без микрофона… и как всегда обломанная публикой, которая именно на этой песне начинает вопить максимально громко и, конечно, не дает Диане продемонстрировать, как она может взять огромный зал одним голосом, без помощи техники. Вот ведь… сколько лет я уже мечтаю, чтобы зрители хоть раз промолчали, хоть раз дали Диане воплотить эту идею, но видимо уже не дадут…

***

А после концерта мы как всегда пошли дожидаться Диану у служебки. Пообщалась она там с нами недолго — видимо, нужно было спешить в аэропорт, ей же в Лондон надо было уже на следующий день. Но тем не менее, кому руку пожать, кому автограф — все всё получили, чего хотели))) Кстати, когда за несколько минут до ее появления из служебного входа вышел сразу весь отряд музыкантов, то несколько человек из числа ожидавших, сразу подскочили к саксофонисту, стали его расспрашивать «а где вас еще можно увидеть»))) Первый раз вижу,  чтобы кто-то из аккомпанирующего состава так вот зацепил зрителей на Снайперском концерте.

Ну а Диана, выйдя к нам, очень так серьезно, испытующе стала спрашивать, как нам, понравилось, впечатлило, ну и в целом как концерт… и как обычно в таких случаях, мы в основном ничего не смогли издать, кроме восторженного попискивания))) Вышла Диана из клуба, кстати, с Ларисой – так что она продолжает работать в НС.

Что сказать в итоге… Я рада новому звучанию :) Меня устраивают изменения в составе группы и увлекают новые аранжировки… впрочем, если вдруг завтра на месте представленных на этом концерте музыкантов (как основных, так и приглашенных) вдруг окажутся совсем другие – меня и это не расстроит. Не потому что эти чем-то нехороши, а просто… это ведь действительно интересно – как знакомые (чуть не написала с детства) песни вдруг могут прозвучать совсем иначе. Причем, что важно, нынешние эксперименты, в отличие от тех, что были несколько лет назад (времен альбома СМС, к примеру), они в верном направлении идут, в роковом. Не электронщина, не заигрывание с эстрадой – а как-то… видится во всем этом некоторая твердость и кристальность. Да, именно так – несмотря на скрипку, саксофон и так далее. В этом есть стержень, и этот стержень ее собственный, арбенинский. Это, я считаю, и есть главное – чтобы никто не противодействовал ей в том, чтобы самой определять направление развития… а не музыканты ее направляли. Так что – все складывается как надо.

***

Фотогалерея с концерта Снайперов в Арене

 

***

Видео