«

»

Фев 05 2016

«…когда хорошему человеку плохо». Рецензия на альбом ВТВ

1458423983

Каждый раз перед выходом очередного Снайперского альбома, Диана Арбенина сознательно и традиционно запугивает своего будущего слушателя. Каждый раз о своем новом альбоме она говорит, что «…это будет нечто совершенно новое, совершенно не похожее на то, что делали Снайперы раньше». Так было перед «Цунами». Так было перед «СМС». Так было перед «Бонни и Клайдом»… Последний раз так было перед «Мальчиком на шаре».

 

 

Поначалу это действительно пугало и приводило в уныние: «а зачем тогда вообще слушать этот альбом?» Но… фанат не может не послушать, и оказывалось, что не зря: в любом из альбомов оказывалось вполне традиционное крепкое Снайперское звучание – разве что в паре-тройке песен увешанное какими-нибудь дополнительными финтифлюшками. Как я понимаю, специально для музыкальных критиков и журналистов, в качестве такой «маленькой белой собачки» — чтобы им было о чем потом понимающе заявить в позе первооткрывателя: «А вот и оно, то самое принципиально новое!» ;)

В общем, лет восемь назад я окончательно поняла, что к фразам Дианы про «новое, непохожее, неснайперское» следует относиться просто как к своеобразной формуле этикета — и ни разу не ошиблась)) Так вышло и в этот раз. Две композиции — на откуп музкритикам, а остальное — наше, снайперское, родное. Такое, как всегда. Такое, каким и должно быть.

Еще одной формулой этикета, которую смело можно игнорировать, является вторая традиционная фраза Дианы: «Все эти песни только о любви, потому что – о чем еще может писать женщина?» …Женщины, как мы прекрасно знаем, могут всё и обо всем, что и сама Диана нам неизменно демонстрирует, невзирая ни на какие собственные «официальные версии для прессы»))) Так что… песни здесь действительно оказались обо всем. Включая и любовь, и ее отсутствие, и политику, и философию, и манифесты собственной жизни.

В целом об альбоме могу сказать, что вышел он на редкость тяжелым и драматичным из всех Снайперских. Пожалуй, ни один альбом не оставлял после себя впечатления настолько беспросветного, я бы даже сказала экзистенциального отчаяния и обреченности, когда большинство песен – драма без надежды на «хэппи энд»… Хотя и несколько вполне позитивных по настроению песен здесь тоже присутствует – но погоды они не делают. Понятно, что писалось это все (точнее, почти все) в самый тяжелый и страшный период жизни — а то, что было написано позже, неизбежно несет на себе отпечаток пережитого – и это уже, видимо, навсегда… Да и не только это. Чуткость и внимание Дианы ко всем происходящим в стране процессам известны давно, и глубокое, полноценное отражение в ее творчестве они нашли задолго до того, как политика ударила по ней непосредственно и лично. Как бы кто это ни опровергал: примеров тому – масса.

 

ШАГАЙ

Написана во время тура в сентябре 2012 года, премьера состоялась 23 сентября в Омске. Самая ранняя из включенных в альбом песен и единственная ранее изданная: есть на диске «Между нами» двойного альбома «Акустика. Песни как они есть».

Великолепный мощный старт альбома! Мне эта песня нравилась во всех вариантах – и в раннеэлектрическом, и в акустике, и здесь… выбрать, какой из них лучший – пока не могу (больно уж двойная акустика была хороша), но в любом случае новую ее аранжировку считаю несомненной удачей. В первую очередь – потому что она совершенно типична для Снайперов, на ее восприятие совершенно не нужно настраиваться, это просто «то что я люблю». Давно и навсегда. А во-вторых… эта композиция мне просто один в один напомнила одну из лучших песен «Агаты Кристи» — «Истерика» (есть у меня мечта, кстати – чтобы Диана когда-нибудь спела на нее кавер…). Чисто в музыкальном плане, конечно, не в содержательном. Но от этой аналогии она воспринимается как-то еще ближе, просто укладывается ровным кирпичиком.

Ну и, опровергая мои же слова из вступления к рецензии, песня позитивная и жизнеутверждающая. Чуть ли не единственная такая на этом альбоме. По содержанию и настрою – в духе всего того, что писалось в конце 2012 – начале 2013, хотя, возможно, несколько более напряженная и неоднозначная… вот эта строка «…что мы с тобой враги» — как-то очень выбивается из всего текста, создает противоречивость… как бы напоминает о том, что даже будучи в эйфории от начала очередного романа, Диана всегда предчувствует жесткач последующих расставаний.

 

НАОТМАШЬ

Эту песню еще летом прошлого года мне довелось несколько раз услышать в акустике. Впервые — на саундчеке 10 июля 2015, перед одним из ДР-концертов. Со строгим условием никому о ней не рассказывать и не показывать. Вытерпела, не рассказала)) Хотя для себя ее сразу определила как шедевр. Резкая, жесткая, агрессивная… песня-удар, песня-выстрел. Уровня, может, «Охоты на волчат». Ни грамма сантиментов. Написана она… могу предполагать, что в апреле этого же года, хотя точно не знаю, конечно. Официальная концертная премьера – 4 февраля 2016, во время презентации альбома. Написана, как можно предположить, в связи с каким-то конкретным событием в жизни, но в итоге переросла действительно в манифест авторского самоопределения, отношения к миру, к людям, к себе самой.

То как ее представили в альбоме… ну что тут сказать — жаль, что именно она была выбрана для тех самых экспериментов, предназначенных для прессы. Вышло в итоге то, что сама Диана когда-то определила как «Пицунда-82». Дискотека восьмидесятых. Надеюсь, в концертном варианте к ней вернутся те мощь и драйв, что были в акустике, в альбомном же я ее точно переслушивать не буду.

 

ЭТОНЕМНЕ

Акустическая премьера состоялась на квартирнике 21 декабря 2014 года (и я там была! И слышала!), электрическая – 2 января 2015 в «Бруклине» (аналогично!). Когда написана… не совсем понятно. С одной стороны – упоминается снег, и исполнена в декабре – значит, конец года. С другой – там еще откуда-то берется «весна», а значит – написано намного раньше? Или это просто образ? Посмотрим, выясним… Весь минувший год ее раскручивали со страшной силой, так что в качестве «новой» она уже не воспринимается совершенно.

Она тоже из таких, которые сразу укладываются в сознании «куда надо»)) Вспомнить хотя бы, что уже в том самом «Бруклине», через несколько дней после премьеры, ее весь зал хором пел! Далеко не с каждой такое происходит… А фразы из нее – вот эти самые «долго-долго-долго-долго» или «кто тебе сказал, что мне просто…» — уже, можно сказать, вошли в обиход. Цитируются в фэн-снайперской среде направо и налево)) В общем, настоящий хит, с ударными цепляющими строчками, с припевом, которому немедленно хочется начать подпевать… при этом с далеко не примитивными и не простыми словами…
Забойная песня, в общем: и слова, и музыка, и воплощение – несомненная удача. Клип вот только подкачал. Уныло, гламурно, пластмассово… совершенно не соответствует картинка высокому уровню самой песни.

 

ПОМОЛЧИМ

Эта песня памятна мне некоторой сопричастностью)) То есть, тем фактом, что я была одним из первых людей, кто ее услышал, а потом еще и помогала выложить в сеть ее премьерное исполнение! Дело было так. 17 апреля 2015 года, Новосибирск. Я прилетела на этот концерт, попала на саундчек, где Диана и исполнила впервые эту песню, написанную за два часа до этого… а после этого они с Асет стали совещаться – как бы так сделать, чтобы на оф.канале эта песня появилась раньше, не была слита сразу на неоффы? И тут я как раз сижу с фотоаппаратом наготове :) В общем, решили сделать так: концерт начать именно с этой песни – чтобы никто не успел сориентироваться и записать – а я, заранее зная об этом, чтобы сразу начинала снимать, как только Диана выйдет на сцену. И как песня закончится – сразу отдаю фотик в гримерку, и ролик выкладывают на оф.канал ютуба! Так и сделали :) Прямо во время концерта.

Да… это все было очень весело, но песня, конечно, совсем не веселая… Я рецензию пишу в тот же день, когда прочитала новое эссе Дианы из «Русского пионера» — про одиночество. И вот эта песня представилась как-то очень совпадающей по настрою с тем, что описано в этом эссе… такая совершенная отрешенность от мира, взгляд сквозь толщу воды… пугающая вещь, тяжелая, и от нее так же, как после прочтения этого эссе, мучительно хочется, чтобы кто-то смог Диану убедить, что – пожалуйста, не надо так делать, не надо превращать свою жизнь вот в это… Хотя звучание у нее наоборот – светлое, легкое. Что касается музыки: ну, одна из немногих, где действительно очень уместными и гармоничными оказались клавиши. Более всего напомнила по аранжировке «Когда горит свет» из БиКа.

 

ДЖАГГЕР

Премьера – Крокус, 3 декабря 2014. О самом концерте у меня далеко не лучшие воспоминания ((( Но вот обе премьеры, прозвучавшие в этот день – «Джаггер» и «Game Over» — произвели очень сильное впечатление. Ну, «геймовер» оставим до того времени, когда будет таки выпущен обещанный англоязычный альбом, а вот «Джаггер»… Отличная музыка, настоящий рок-н-ролл, и как же здорово, что для альбома практически не стали менять ее оформление – оставили такой, какой она была нам знакома по концертам всего 15 года! Насчет текста – я практически полностью уверена, что основным адресатом здесь является далеко не ребенок. Нет, понятно, что и «чебурашка», и «рукава» — это все про Артема, но это все же воспринимается только в качестве фона. Одного из факторов, вызвавших то чувство и настроение, с которым была написана песня, а реальный адресат, для которого сложено все это повествование – все же скрыт.
И несмотря на весь драматизм этой песни, я ее, чисто субъективно, воспринимаю с облегчением: она ведь тоже своеобразный манифест, и провозглашается здесь мысль очень правильная, светлая, полностью противоречащая всем этим жутким интервью за пару лет… Да, это ясно, что верить интервью – последнее дело, но все же, каждое ее упоминание о манной каше у меня, наверное, месяц жизни отнимает)) А здесь есть строки, которые наоборот, возвращают веру в человечество, так сказать! Сцена, рок-н-ролл, концерты – это главное! Без них – ничего.

 

ИНТРО

Премьера – 4 февраля 2016, презентация альбома. Когда написано – неизвестно.

Бест! Бест!! Бест!!! Лучшая на этом альбоме, одна из лучших Снайперских вообще! И здесь она открывает собой самую мощную и значительную часть альбома – блок из трех социально-политических, и во многом даже философских песен. Демонстрирует то, как в сознании поэта преломляется понимание нашего времени, общества, некого «коллективного Я эпохи», если таковое существует…

Не знаю, связано ли это именно с травлей 2014 года, или имеет под собой какую-то более широкую, более обобщенную базу… мне в тексте этой песни видится как раз более широкое – описание того, что стало с той частью общества, к которой, несомненно, относит себя и Диана, за последние 3-4 года самой черной «реакции»… Победоносцев над Россией, как говорится, простер совиные крыла – и не осталось и следа от той эйфории 12 года, когда казалось вот еще чуть-чуть и… «был герой и весь вышел», как же это точно! Да, похоже, у Снайперов появилась еще одна песня, с которой я могу себя внутренне проассоциировать…

Знаете же такую «игру»? Кода люди говорят: «Вот, эту песню Диана прямо как про меня написала, все в точности то, что я думаю и чувствую»… Очень долго у меня не было такой песни. Потом появилась. Она не вошла в этот альбом, хотя и несомненно, всем своим содержанием и настроем напрямую к нему относится. Это «Зомби Блюз». Это – абсолютно «моё». И вот теперь появилось «Интро». В «Зомби» описаны «чужие», в «Интро» — «свои». Полная картина сформирована. Я этой композицией просто поражена до глубин.

К музыкальному оформлению – ни малейших претензий. Идеальный рок. Может, даже как-то чуть по-западному звучит, хотя в зарубежной музыке я и не особо что понимаю… И голос Дианы тут прекрасен.

 

ИСТОРИЯ

Ее я тоже по большому секрету услышала еще летом 2015. На чеках перед ДР-концертами. Сразу очень понравилась. Официальная премьера – 2 октября 2015, «Чартова Дюжина».

Понятное дело, что та, простите за тавтологию, история, которой Диана сопровождает «Историю», имеет к песне примерно такое же отношение, как допустим, к песне «Розы» история о том, что она «посвящена рыжей 10-летней девочке, которая однажды подошла к сцене с букетом…» :))) Но, видимо, для соответствия официальной версии развития событий удалось придумать только это… Ладно, пусть.

Еще один достойный образец гражданской поэзии. Хотя есть тут момент, который мне несколько «не очень» — не люблю я, когда в стихах используются все эти народные присказки, пословицы и поговорки. Но если не заморачиваться и игнорировать их присутствие, то песня отличная. Очередной манифест самой себя – на фоне общества, на фоне страны. И вот эта несколько залихватская мелодия, за которую ее многие критикуют – на мой взгляд, здесь вполне уместна. Это же совершенно так по-снайперски: чуть ли не истерическое веселье на самых трагичных моментах. Вспомним хотя бы «Вечер в Крыму» или «Поговори со мной, Ольга», где вообще речь идет о смерти… а тут, все-таки, все остались живы.

С клипом этой песне повезло намного больше, чем «этонемне». Трогательное хоум-видео, микс из трех составляющих: Диана в детстве, Диана 10 лет назад (около 2005-06 годов) и Диана сегодня. По смыслу с текстом песни, ясное дело, совершенно не коррелирующее, но… есть ли у Снайперов хоть один клип, который бы соответствовал тексту? )))

 

ЧЕГО ХОТЯТ ЭТИ ЛЮДИ

1 марта 2014 этот текст появился в официальном ФБ Дианы… и я была уверена, что он останется стихом – как-то совершенно не представлялось в виде песни.

«Кто эти люди?» Мне представляется – что некий не очень близкий, но все же круг общения Дианы. Та «светская» тусовка, в которой она, вне зависимости от своего на то желания, все же вынуждена вращаться. Те самые люди, о которых она с такой горечью и многократно говорила, что они отвернулись от нее в тот же миг, как только появился малейший намек на «опалу».
Хотя конечно же, основное содержание здесь снова – не о «людях», не о внешнем – а о себе. Обособление и противопоставление себя остальным. Очень здорово. С одной стороны. Индивидуализм, нонконформизм, вот это все, такое греющее, можно только аплодировать этой позиции… С другой… провозглашение «внутренней эмиграции». Той самой «башни из слоновой кости», уход в которую свойственен, так сказать, аристократам духа… Не одобряю такую позицию, но понимаю. Более того, понимаю, что в данных условиях она, очевидно, единственная из возможных.

В плане музыки. Очень мощное оформление… мне как раз нравятся такие контрасты, когда инструменты сначала звучат так, как бы не совсем внятно, и основной упор делается на голос… а потом вдруг – как грохнут! Послушала кстати, как оно на концертах получается – отлично, еще лучше, чем альбомный вариант.

 

НЕБО ПОД ЕЕ НОГАМИ.

Песня-недоразумение. Пропускаю.

 

НЕ ДАРИ

Премьера – 4 февраля 2016, презентация альбома.

Тоже бест! Она у меня, пожалуй, на втором месте в этом альбоме. Сила, мощь, напор… один в один напоминает ранний «Наутилус» — и по аранжировке, и даже по манере исполнения. Классический такой русский рок – даже странно, что не захотели эту композицию запустить на «Наше радио» (я не спец, конечно, но почему-то думаю, она имела бы успех!) очень зажигательная и очень концертная песня. Думаю, она будет среди тех, что останутся в постоянном репертуаре и после завершения презентационного тура.

Содержание… в отличие от большинства песен этого альбома довольно простое и незамороченное. Портрет любимой женщины)) Очень трогательно. Думаю, адресат очарован)) Некоторые, правда, предполагают, что в этом тексте Диана описала саму себя… но нет, я не согласна с этой версией. Здесь вполне очевидное разделение есть на субъекта и объекта. Да и, собственно, само описание достаточно прозрачно указывает на вполне конкретного и знакомого нам человека.

 

СТРАННЫЕ ДНИ + НЕВСТРЕЧА

Премьера – 4 февраля 2016, презентация альбома.

Очередная попытка разобраться в себе… обнажение до скелета, публичный сеанс психоанализа. Тем самым близка по содержанию к «Бензолу». Дата написания пока неизвестна… но подозреваю, что тоже осень 2014. Поскольку дней страннее у Дианы, наверное, не было. И когда еще могла проявиться такая потерянность – и внутренняя, и внешняя, такая беспросветность при взгляде в собственное будущее…

В плане звучания. Хотелось бы, наверное, чего-то более выразительного и тяжелого. Тут бы нужна такая звуковая волна, которая не то что давит, а плющит… это бы было максимально гармонично. Но похоже, снова решили сгладить содержание показной легкостью…

И далее «Невстреча»… стоящая особняком в этом альбоме… с текстом, вынесенным отдельно в электронном буклете… но при этом не указанная в трек-листе альбома, а просто присоединенная к предшествующим «Странным дням». Исполняется с таким надрывом, что просто дух захватывает.

Для меня это – совершенно очевидная «волна». Хотя бы даже по той простой причине, что название «невстреча» — оно уже было)) Причем не у Дианы)) Очень интересно, кстати, прочитать обе «невстречи» одновременно – в них столько общего!

Больше и сказать нечего – «настолько все очевидно…» Вот правда, присоединение ее именно к «Странным дням» для меня совершенно непонятно.

 

УЕДЕМ

Премьера песни — Калининград, 21 марта 2014.

Наряду с «Шагай» — самая традиционно-снайперская песня альбома. Если «Шагай» — это воплощение драйвового снайперского электричества, то «Уедем» — это эталонная арбенинская акустика. Да, формально это не акустика, конечно, участвуют в аранжировке все инструменты – но звучит именно так. Похожа на все ее ранние песни, такие как на «Второй пуле» и ранее… и здесь проще всего представить скрипку (а я по-прежнему продолжаю представлять скрипичные проигрыши во всех ее новых песнях…)

Вот эта песня действительно, как и заявлено в многочисленных анонсах к альбому – о любви… правда, неизвестно, о какой любви в большей степени)) К адресату, с которым предполагается уехать, или к родному Питеру)) Поскольку адресат здесь только виртуально предполагается, а зато город предстает в полный рост.

Здесь нет фирменного снайперского нерва и надрыва, есть только глубокая печаль, и несмотря на то, что казалось бы – это песня-призыв приехать в любимый город… здесь сквозит ощущение совершенной безнадежности и невозможности – очевидно, что это ностальгия не собственно по Петербургу как точке на карте – а по городу юности, по времени, в которое не вернуться, пока жив.

 

ОЧЕНЬХОТЕЛА

Премьера – 29 января 2016, Чартова Дюжина.

Ассоциация сразу, четкая и прямая как стрела – Немцов. Просто никаких сомнений. Как бы ни возмущались высокодуховненькие этой версией, в нее совершенно гармонично и непротиворечиво укладывается буквально каждая строка, каждое слово этого текста – тогда как любой другой вариант представляется путаницей и натяжкой. И даже последняя строка, которая стала заглавной для альбома… поначалу мне казалось, что вот она как раз противоречит, выпадает из этой версии… но потом поняла, что нет. Да и сказанное Дианой по поводу этой фразы меня в этом убедило. Ведь «влюбленные», как я поняла из ее объяснений – в данном случае это не банальная любовь внутри некой пары или семьи… Это люди с огнем внутри, со страстью. (на моем языке они называются — «фанаты», а как у других… неважно) А на кого или на что направлена эта страсть – не столь и принципиально. И наверное, говорится здесь о том, что даже погибнув, он остался более живым, чем миллионы соотечественников, поскольку был человеком страстей…

Речь, конечно, идет не столько о самом Немцове, сколько о его спутнице на том последнем мосту… Точнее даже не о ней персонально, а о том, как, в представлении Дианы, мог бы чувствовать себя не ее месте человек с более развитыми чувствами и сознанием… то есть, собственно, Диана описала, как бы она сама чувствовала себя, оказавшись в этот момент на месте той девушки. И по-моему, получился совершенно великолепное, по-настоящему художественное проникновение в образ. И вот эта кинематографичная по форме, если так можно выразиться, смерть, которая, я не сомневаюсь, еще будет представлена со временем и в кино, и в книгах – но вряд ли кому удастся достичь большей точности и одновременно трогательности в описании произошедшего, чем в этой песне. Подлинный шедевр. Единственный недостаток композиции – каким-то нелепым образом электронно обработанный голос Дианы, зачем-то загнанный в невообразимую писклявость. Как будто вообще не она поет((( Не надо так. Надеюсь, на концертах все иначе.

Что касается анонсированного клипа на эту песню… мне очень понравился тизер к нему. Просто вообще очень. Но я уже сейчас могу однозначно предсказать, что сам клип мне очень не понравится. Судя по тому, что о нем говорится. Вот оставили бы тизером! По-моему, он совершенно самодостаточен)))
***
Итог. Из всего альбома откровенная неудача – всего одна. Плюс в одной песне есть претензии к аранжировке и в еще одной – к голосу. В остальном – потрясающе. Минимум шесть песен из представленных достойны вообще войти в список лучших снайперских, да и альбом в целом воспринимается очень гармонично, целостно… хоть и очень драматично. Когда-то я сказала, что считаю Диану голосом нашего поколения, нашего времени. Диск ВТВ еще более утвердил меня в этой мысли.
***

3_1900_fotoPS: Все думала, написать ли об обложке? Сначала решила, что не стоит – ее и так уже треплют все кому не лень… В сети миллион публикаций с новостью об альбоме – и хоть бы кто из журналюг потрудился прослушать хоть одну песню! Нет, все пишут только о том, что «41-летняя Арбенина сфотографировалась голой» — на этом их словарный запас касательно ВТВ оказывается исчерпанным.

Но… не должен ведь админ сайта, гордо несущего знамя самого разнузданного и порнографического из Снайперских, пропустить обнаженку))) Поэтому ок, выскажусь. Ну во-первых, голых Снайперов мы уже видели. Для тех кто не в курсе – см.фотосессию для Фузза, номер за январь 2001 года. Кодовое слово – «бодиарт-милитари». Так что ничего сверхнового я для себя на этой картинке не обнаружила. Во-вторых, всю фотосессию, сделанную для этого альбома и использованную в буклете, я считаю крайне огорчительной. Ни одного хотя бы чуть симпатичного снимка. Гламурно, патриотично, гомофобно – к восторгу ширнармасс. Не в упрек Диане – в упрек стремительно несущемуся в средневековье обществу. В-третьих… упорно пытаюсь разгадать, «что хотел сказать автор». Что имелось в виду под этой фотографией. Почему и зачем фото без одежды может быть таким подчеркнуто антисексуальным, полностью лишенным теплоты и живых человеческих чувств… при том, что обычно фото Дианы вызывают впечатление полностью противоположное))) Если взять, к примеру, любое ее изображение авторства Серафимы, то там она, будучи полностью одетой, да пусть даже в куртке и шапке, выглядит в миллион раз более секси, чем здесь…

Я понимаю, что это «не баг, а фича». Что функция этого фото – не для журнала «Плейбой», а для того, чтобы передать нам некий метафорический образ… но образ чего? Трагически погибшей жертвы? обнаженной души поэта? мраморного памятника самой себе? Пока мне не удалось это разгадать, да плюс к тому – я не видела тот фильм, отсыл к которому содержится и в названии и в обложке альбома… так что, видимо, какие-то элементы этой картины мне вообще не видны. Поэтому оставим оборотную сторону обложки – оборотной. А лицевое изображение меня вполне устраивает)))