«

»

Июл 16 2008

От мужского лица

Хорошо известно, что у Дианы значительное количество песен и стихов написано от мужского лица. В том числе – и некоторые ее наиболее известные произведения – такие как «Рубеж», «Я раскрашивал небо», «Юнкерская», «Объясни»… Впрочем, в официально изданные альбомы вошли далеко не все такие песни, и потому для большого числа слушателей они остаются неизвестными.


Мне стало интересно: сколько же всего известно Дианиных произведений, объединенных этим признаком? Насколько ей вообще свойственна данная черта? И оказалось, что в значительно большей степени, чем это казалось сначала.

Просмотр всех Дианиных стихов, выложенных у нас в «копилке», а также – напечатанных в «Дезертире сна», дал такой результат: лирический герой мужского пола присутствует в 40 ее произведениях! Думаю, что вряд ли даже сама Диана знает об этом…

Выстраивание указанных текстов в хронологическом порядке дало еще один любопытный результат. В Дианином творчестве можно выделить два периода, когда она многократно и последовательно писала от мужского имени.
Первый – ранний период творчества: 1993-1995 годы (плюс – отнесем сюда «Рубеж», который, вероятно, был написан еще раньше, в 1991) – 17 текстов.

Второй период, поздний, относится к совсем недавнему времени: это вторая половина 2006 – первая половина 2007 годов. Также 17 текстов.
В то время как на промежуток в 10 лет, находящийся между этими двумя периодами, приходится всего лишь 6 таких текстов (по крайней мере, из известных нам).

Вот хронологически выстроенный список всех песен, о которых говорилось выше (нулями обозначены неизвестные мне число и месяц написания стихотворения):

1. Рубеж 00.00.1991
2. Мой отец 00.00.1993
3. Я раскрашивал небо 00.00.1993
4. Асфальт 11.06.1993
5. В стиле регги 00.00.1993
6. Как же я был глух 00.00.1993
7. И опять темны 00.00.1993
8. Я хочу тебя 00.11.1993
9. Здравствуй 00.01.1994
10. Она 00.03.1994
11. Когда горит свет 00.04.1994
12. Английским борзым 04.05.1994
13. Всхлип 00.05.1994
14. Черный табурет 00.00.1994
15. Я опять ушел 00.00.1994
16. Эшафот не сломался 00.00.1995
17. Песня юнкера 00.08.1995

18. Объясни 00.12.2001
19. Все случилось без тебя 00.00.2003
20. Гонщик 00.07.2003
21. Девять с половиной 13.12.2003
22. Морячок 00.08.2005
23. Углы 00.00.2005

24. Одиночество есть… 00.05.2006
25. Бонни и Клайд 00.07.2006
26. drums 00.00.2006
27. Л.с. (я не знаю…) 00.00.2006
28. Отцу 00.00.2006
29. Брэдбери 07.11.2006
30. Скульптура костей лица 09.11.2006
31. Спринтер 00.11.2006
32. Финский 00.11.2006
33. На елке у Ивановых 00.11.2006
34. Понимаю, что мы… 10.12.2006
35. немым (рыбу плашмя…) 00.12.2006
36. ура! 00.00.2007
37. немым (я опускаю ружье) 00.00.2007
38. Неважно 00.03.2007
39. Четыре недели 00.04.2007
40. 0,4 00.04.2007

(песню «Бонни и Клайд» я также посчитала возможным внести этот список, хотя она, построенная в виде диалога, отличается от остальных композиций – в ней на равных представлены реплики и «мужского», и «женского» персонажей).

Вот такая любопытная ситуация… Выводы делать не буду))) Да и не ради выводов это делалось, а просто – интересное наблюдение.

***
То, с чего начиналось это мое исследование:разделение стихов Дианы на те, что явно имеют в качестве адресата мужчину и те, что явно адресованы женщине. То есть, где отчетливо присутствуют «она» или «он» — к кому обращены стихи…
Итак: определить это удалось не везде. В 111 из исследованных стихов пол адресата формально остался неопределенным… Там мы можем только подозревать и надеяться… каждый на свое, конечно)))
А вот какова ситуация с определенным адресатом:
к персонажу, определенному как «он» обращено всего лишь 35 текстов песен и стихов Дианы! Вот список (не хронологически, по алфавиту):
1. СМС
2. Алмазный британец
3. Березовый сок
4. Благодарю (???)
5. Блины по снайперски
6. Блюз (цыганский)
7. В Испании дожди, Саша
8. В шахматах просто
9. Вечер в Крыму
10. Вот и все мои песенки
11. Время года зима
12. В городе моем
13. Гости мои
14. Грусть
15. До востребования
16. Доктор
17. Ёжик
18. Забудь
19. Звучи
20. Иду одна
21. Ихтиандры
22. Кукуруза
23. Лето-пиво
24. Не оправдаться
25. Опасное лето
26. Париж
27. Расстреляли нежность
28. Романс № 4
29. Так откуда взялась тоска
30. Теряю силу
31. Тоска
32. Черно-белый король
33. Юго2
34. Я играю в Б2
35. Я люблю того…

А зато к персонажу, определенному как «она» (фанфары и аплодисменты!!!) обращено 66 текстов! Почти в два раза больше :) Список:
1. 59 миля
2. Автоблюз
3. Актриса
4. Английским борзым
5. Арапчонка
6. Асфальт (старый)
7. Асфальт (новый)
8. Бальные танцы
9. Бонни и Клайд (???)
10. Брэдбери
11. Бумерангом
12. Ветер и ночь
13. Взлетная
14. Ворона
15. Голубой слон
16. Гонщик
17. Да,да,да
18. Дорогая и Пушкин
19. Еврейская
20. Здравствуй
21. Злилась
22. Зовет дорога
23. И опять темны
24. Когда горит свет
25. Кошка московская
26. Л.с. (я не знаю чем пахнет кино)
27. л.с. (москва держит небо)
28. лажа
29. Лето 93
30. Любовь моя
31. Можно закрыть дверь
32. Мой отец
33. Морячок
34. Начинаю скучать
35. Не замерзнет трава
36. Не ищу
37. Неважно
38. Ограда
39. Одиночество есть…
40. Она
41. Она выпускает змей
42. Они убили тебя
43. Парфюмерная
44. Песня Кейву
45. Пистолет
46. По волнам твоих слез
47. Понимаю, что мы стали порознь
48. Привет той
49. Придет письмо
50. Ремень
51. Рубеж
52. Салют, зима
53. Свобода
54. Сливки со льдом
55. Старая женщина
56. Странно
57. То что делает меня
58. Ты дарила мне розы
59. Углы
60. Уставшие глаза
61. Финский
62. Черное солнце
63. Четыре недели
64. Эспераль
65. Эшафот не сломался
66. Я слушаю Тома Йорка

(тут, правда, отсутствуют кое-какие тексты из «Дезертира сна» — те что еще не выложены в копилке… не успела я их всех точно просмотреть. Но тенденция и без того весьма показательна)

Вот такие результаты. Позитивные.